Новый фильм Дэвида Финчера «Исчезнувшая» является экранизацией одноименной книги американской писательницы Гиллиан Флинн, которая сама же и написала сценарий. Картина производит эффект бомбы, сравнимой с «Основным инстинктом», разве что посыл здесь можно назвать антифеминистским (или чрезмерно феминистским). В «Исчезнувшей» Финчер ставит под сомнение моральные устои общества, показывая опасность злоупотребления женщиной своими исключительными правами.
«Исчезнувшая» — это не триллер и не детектив, хотя и имеет все признаки данных жанров. Если бы сценарий экранизировали братья Коэн, в своем фирменном стиле, то фильм мог сойти за ироническую комедию, но, увы, главная героиня не простушка. Фильм Финчера — это переосмысление гендерных ролей в браке. К сожалению, рядовому российскому зрителю сложно включиться в специфические реалии американской действительности из-за фонящего отечественного духовного поля. Поэтому нашим подросткам вряд ли интересно будет следить за детективным сюжетом на экране, да и вообще не стоило давать возрастную категорию «16+» ленте, где в постели весьма реалистично перерезают глотку. Если говорить про «Исчезнувшую», то продуктивно это делать в виде разбора для тех, кто уже посмотрел фильм и особенно для тех, кто недоумевает, чего же там могло быть такого нетривиального.
Эми и Ник — супруги, живущие пять лет в браке. Спустя четыре года он начинает ей изменять со своей студенткой. Эми не может примириться с изменой, хотя ее отношения с мужем были далеки от идеала. Она была выше Ника по социальной лестнице, больше зарабатывала и вела независимый образ жизни, хотя и не ходила налево. Ущемленное эго Эми требовало отмщения и она решила осуществить его изощренным способом.
США являются одним из мировых лидеров по числу разводов, что компенсируется крепкими связями в благополучных браках. Инициатором разрыва отношений обычно становится женщина — 78%, но в случае высшего образования эта доля достигает 90% (а Эми закончила Гарвард). В «Исчезнувшей» семья стоит на грани развода, но желание уничтожить брак исходит от мужчины. Ник — слабохарактерный, но до поры до времени это устраивало его жену. Она была самодостаточна и не хотела детей, чтобы укрепить священные узы. После исчезновения Эми сталкивается с суровой действительностью, и приходит к своему старому другу-поклоннику, которого долгое время отвергала. Но прежний обожатель запирает ее в золотую клетку и начинает подавлять. В итоге Эмми получает нового партнера, но уже не такого покладистого как прежний. Ей ничего не остается, как избавиться от поклонника и уйти обратно к мужу.
Эми не единственный женский персонаж фильма, выигрышно смотрящийся на экране. Весь слабый пол в «Исчезнувшей» — это сильные личности, уверенные в себе (детектив, соседка, мать героини, сестра Ника, телеведущая). Мужчины, напротив, выглядят слабаками и тряпками, наряду с главным героем (прежние партнеры Эми и помощник детектива — все, за исключением адвоката). Эта гипербола позволяет подчеркнуть использование женщинами своих преимуществ, в частности, Эми манипулирует своей женской добродетелью, создавая ей ложные угрозы. Авторы указывают на прорехи в системе, где закон защищает интересы слабого пола и не готов к ситуации, когда тот становится сильнее. Главная героиня «Исчезнувшей» не смогла бы провернуть свои трюки, родись она не с «идеальной вагиной», но с пенисом. Создатели картины словно кричат: «Пожалейте сильный пол, который уже сдал свои позиции! Защитите его от посягательств и угроз со стороны женщин!»
Та семейная модель, к которой приходят герои фильма в финале, снова сойдясь, — мягко говоря, ужасающая. Сценарий подчеркивает в данном случае, что Ник — слабый, мягкий и абсолютно незащищенный от своей супруги, которая настолько самодостаточна, что способна на оплодотворение без согласия второй стороны. Его желание остаться вместе с Эми ради будущего ребенка — достаточно нехарактерный для американцев шаг, чего не скажешь про Россию. В США пары разводятся, невзирая на наличие детей, так как считают, что лучше честно жить порознь, нежели вместе, но лицемерить. Там сильноиндивидуалистское начало, с позиций которого, если ты будешь терпеть стеснение ради кого-то, то тот, когда подрастет, не будет тебя уважать как неудачника. Да и наличие детей для успешного брака является важным лишь для 40% населения, против 65% двадцать лет назад. В соответствии с этим, в идеале, Ника следовало бы оберегать от супруги, обеспечив ему законодательный щит. Эми, в свою очередь, использует брак как паутину, безнаказанно третируя своего мужа, на благоприятной почве устоев общества.
Игры с гендером не единственное, чем можно охарактеризовать высокий уровень постановки «Исчезнувшей». В фильме Финчер поднимает тему влияния медиа на жизнь человека и общества, хотя эта сторона отсутствовала в книге. Все каналы передачи информации, а также всё, что можно к ним приравнять, врут в «Исчезнувшей»: книжная серия «Удивительная Эми», дневник, телепередачи, газеты, снимки на телефон и даже записи камер наблюдения. Причем, чем более лживо какое-либо свидетельство, тем оно становится ценней и весомее для окружающих. Вся Америка оказывается под влиянием медиаспрута, поддакивая очередному «разоблачению» близнецеинцеста. От этого нездорового фона главные герои «Исчезнувшей» теряют связь с реальностью, не делая различий между собой и собственными медийными двойниками. Услышав негативный отзыв соседки на телепередачу про свое исчезновение, Эми решает изменить план мести мужу. Решающим фактором становится то, что люди могут неправильно интерпретировать ее возможный будущий поступок. Ник и Эми ведут общение между собой, периодически сбиваясь на коммуникацию собственных медиаобразов. Да и как добиться приватности, когда дом окружен камерами, фиксирующими каждый шаг. Единственное место, где можно поговорить по душам — это душ, прячущий правду за шумом воды и обнаженным дресс-кодом.
Создатели фильма нещадно критикуют двойную мораль общества, которое стоит на страже этических принципов, хотя само давно уже подточено изнутри. Журналисты способны копаться в чужой личной жизни куда активнее, нежели полицейские в мусоре. Ложь проникает даже в повествовательную форму кинокартины, став ее частью. Немудрено, что в таком обществе могла возникнуть столь химерическая история как в «Исчезнувшей». В этом ракурсе неслучайно, что начало и памятные даты происшедшего привязываются автором ко Дню независимости США, а в кадре иногда мелькает «Бог благословил Америку».
Оба измерения фильма — гендерное и медийное, преподносятся создателями в реакционном ключе. Это соответствует политике кинокомпании «Фокс» и имиджу умеренного консерватора Бена Аффлека. В свое время «Основной инстинкт» пугал женщиной-маньяком, но теперь она оказалась в женах у главного героя, при этом не разучившись орудовать ножом в постели. «Исчезнувшая» оперирует страхами общества как и реальными историями, которые возможны в существующем законодательном поле США. Не случайно автор сюжета Гиллиан Флинн собиралась стать криминальным репортером.
Ну и для проформы про художественную сторону «Исчезнувшей». Он на высоком уровне, как и прежде бывало у Дэвида Финчера. Убедительная игра актеров, даже когда они превращаются в собственные медиатени. Два с половиной часа под неагрессивную музыку Трента Резнора из «Nine inch nails» пролетают незаметно. Но самый большой подарок от просмотра ждет тех женатых, но уставших от брака, кому в спутницы жизни досталась не такая мегера как Эми. Теперь, при желании, можно преобразить семейную жизнь, начав вести себя по примеру героев «Исчезнувшей». Главное — не перестараться.