Раковая опухоль с метастазами. Пожалуй, именно на это походит религиозный экстремизм, получающий все большее распространение не только в таких традиционно исламских государствах, как Сирия, Ирак или Ливия, но и в бывших постсоветских республиках, к числу которых можно, например, отнести Киргизию.
Упадок системы образования, ухудшающееся социально-экономическое положение населения этой страны закономерным образом приводят к тому, что все больше граждан КР оказываются вовлеченными в ряды той или иной экстремистской организации, действующей в Киргизии.
Если верить данным правоохранительных органов КР, то только за 2012-2013 годы тамошние силовики выявили более 400 преступлений именно экстремистской направленности. Задержано более трех с половиной сотен активных членов ряда радикальных организаций. Пугают и объемы агитационного материала, используемого пропагандистами экстремизма – за два года спецслужбы изъяли более 12 тысяч экземпляров, в которые входит литература соответствующего толка, аудио-видеозаписи и так далее.
Особенно активно расползается экстремизм по югу республики. По данным правоохранительных органов, около 56 процентов преступных проявлений этого подлинного бедствия зарегистрировано как раз в южных областях страны – Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской. Особенно «популярна» религиозно-экстремистская партия «Хизб ут-Тахрир»[1]. Как сообщают представители правоохранительных органов Киргизии, почти 80 процентов от общего числа экстремистов — члены именно этой партии.
Прошедшие соответствующую обработку неофиты нередко покидают пределы Киргизии и отправляются в качестве пропагандистов в соседние страны. Например, осенью 2013 года в Первопрестольной силовики задержали гражданина Кыргызстана некоего Махмудова, вербовавшего в одной из мечетей будущих приверженцев «Хизб ут-Тахрир». Любопытный факт – лишь в России эта партия признана террористической.
Вообще же на территории Киргизии действует около двух десятков радикально исламистских организаций, признанных экстремистскими. Более того, значительная их часть — это не традиционные для Кыргызстана движения. К таковым местные эксперты религиоведы относят «Таблиги джамаат», «Салафия», «Ахмадия» [2] и ряд других.
Кроме социально-экономической причины, обуславливающей рост численности той или иной экстремисткой группировки, эксперты также указывают и на такой немаловажный фактор, как уровень подготовки представителей так называемого официального ислама, главным руководящим органом которого является Духовное управление мусульман Кыргызстана. Ситуацию усугубляет еще и тот фактор, что несмотря на весьма низкий уровень собственной грамотности (70 процентов имамов не имеют никакого официального теологического образования) местные муллы ведут активную преподавательскую деятельность – в медресе Кыргызстана обучается больше двух тысяч несовершеннолетних.
Не удивительно, что многие из них становятся жертвами проповедников экстремизма, особенно когда представители «официального ислама» демонстрируют, мягко говоря, не самый праведный образ жизни. Один из последних муфтиев Киргизии, например, не так давно стал участником громкого порноскандала. На этом фоне адепты экстремистских культов оказываются, естественно, в гораздо более выигрышном свете, чем они, разумеется, не медлят воспользоваться, вербуя граждан Кыргызстан в том числе и для участия в военных действиях на территории Сирии.
По данным МВД Киргизии, в этом году около 80 человек вступили в ряды исламистов, сражающихся в Сирии против тамошнего режима. Некоторые из местных аналитиков склонны видеть в этом положительный момент, аргументируя свою позицию так: «пусть лучше воюют в Сирии, чем здесь». Конечно же, такой самоуспокоительный подход ошибочен хотя бы потому, что некоторые из тех граждан Киргизии, которые отправились на Ближний Восток, рано или поздно возвращаются домой. В феврале 2014 года госкомитет нацбезопасности КР «накрыл» группировку из шести человек, которая прошла подготовку в Сирии и планировала провести серию терактов в южных регионах Киргизии.
По сообщениям казахских СМИ, аналогичные случаи имели место и в соседнем Казахстане, для которого, как и для всего 55-миллионного населения центрально-азиатского региона, проблема экстремизма встает с каждым годом все острей. В случае если экстремистам удастся развязать здесь давно подготавливаемую ими войну за построение исламского халифата, этот участок станет настолько «горячей точкой» СНГ, по сравнению с которой война на Украине покажется лишь разминкой перед боем. Площадь данного региона 4 млн квадратных километров, где проживает более 130 наций, а граница подходит к территориям Афганистана, Китая, Ирана и России.
Чтобы еще сильнее подчеркнуть опасность сложившегося положения, обращаю внимание на то, что здесь уже так или иначе действует около 13 террористических группировок. Среди них «Исламское движение Узбекистана», «Братья-мусульмане», «Комитет мусульман Азии», «Центр исламского развития», «Акромиды», «Адолат уюшмаси» («Объединение Адолат»), «Ислом лашкарлари» («Воины ислама»), «Товба» («Покаяние»), «Движение Восточного Туркестана», «Национальный революционный фронт Восточного Туркестана», «Организация освобождения Туркменистана» и «Восточно-Туркестанская исламская партия». Как результат их «работы», на территории региона с 1994 по 2006 год произошло около 25 терактов.
Как говорится, есть о чем задуматься.
[1] «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» – международная исламская политическая партия, основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме. Основная идея – воссоздание Халифата времен пророка Мухаммеда и первых четырех халифов.
[2] «Таблиги джаамат» – учение, возникшее в 1926 году в Индии. Основной упор в идеологии сделан на «очищении» и «оживлении» исламской религии, что, по мнению некоторых экспертов, приводит к проповеди идеологии неотличимой от той, которой придерживаются джихадисты; Салафия – направление в исламе, призывающее вернуться к нормам первых мусульманских общин, равняться на праведных предков и очищать ислам от чуждых ему нововведений; Ахмадия, они же кадианиты – вышедшее из ислама вероучение, основанное на вере в то, что пророк Мухаммед дважды приходил на землю и второй раз в образе некоего Мирзы Гуляма, ныне центральной фигуры в учении ахмадийцев.