rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
52

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

141

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

226

Европа: радикальные левые против своего империализма

415

XX век прошёл

Главная Рубрики События 2014 Июнь Суннитские боевики движутся на Багдад

Суннитские боевики движутся на Багдад

Во вторника бойцы «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) захватили второй по величине город Ирака Мосул, Тикрит, родной город Саддама Хусейна, а также другие города, расположенные к северу от Багдада. Они продолжили свое молниеносное наступление в четверг, захватив город, находящийся всего в часе езды от столицы, — передает NEWSru.com.

Вчера также поступила информация о том, что иракская армия сдала свои позиции в районе границы с Сирией — на западе провинции Анбар, откуда военные на протяжении нескольких месяцев так и не смогли выбить суннитских боевиков.

Боевики в настоящее время контролируют маленький городок Удхаим, находящийся в 90 километрах к северу от Багдада, после того как большинство армейских подразделений оставили свои позиции и отошли в сторону соседнего города Халис. «Мы ждем поддержки войск и полны решимости не позволить боевикам взять под свой контроль главное шоссе, которое связывает Багдад с севером», — сказал офицер полиции в Удхаиме.

Между тем контроль над нефтеносным городом Киркук 12 июня установили иракские курды. Бойцы сил безопасности автономного курдского севера Ирака ворвались в город после того, как военные оставили свои позиции. «Весь Киркук пал в руки повстанцев, — сказал журналистам их представитель Джаббар Явар. — В Киркуке сейчас нет ни одного представителя иракской армии».

Вчера вечером иракской армии все же удалось отбить город Тикрит. Как заявил министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари, силы безопасности предотвратили наступление исламистов на Багдад и захват стратегически важных объектов к югу от Тикрита.

Армейские части перебрасываются из провинции Анбар, граничащей с Сирией, в соседнюю провинцию Найнава, на северо-западе Ирака. Судя по всему, военное командование готовит операцию по освобождению захваченного боевиками ИГИЛ города Мосула.

Власти Ирака обратились за помощью к США: в частности, Багдад просит Вашингтон рассмотреть возможность применения ударных беспилотных самолетов для уничтожения лидеров «Исламского государства Ирака и Леванта». Также стало известно, что Иран предложил Ираку поддержку в борьбе с терроризмом на фоне последних событий в стране.

Президент США Барак Обама рассматривает различные варианты, включая нанесение воздушных ударов по целям в Ираке, однако о сухопутной военной операции с участием американских военных речь не идет. Между тем Вашингтон подтвердил информацию об эвакуации американцев, работающих в Ираке в рамках программы поставок военной техники и оружия.

 О ситуации в Ираке рассказывает автор «Рабкора» Михаил Балбус:

— Американцы в 2003 году делали ставку на иракских шиитов, в рамках политики по устранению саддамовского наследия. Дело в том, что несмотря на мультиконфессиональный характер иракской Баас, Саддам опирался все же на мусульман-суннитов. Шииты же всегда были оппозицией в саддамовском Ираке.

Новое правительство Нури Аль-Малики повело независимую внешнюю политику. Политику компромиссов, но оно не являлось однозначно проамериканским. Вся беда в том, что иракское общество (довольно неоднородное) после свержение Саддама оказалось дезинтегрировано. Если Баас выступала мультинациональным и многоконфессиональным «лифтом» вертикальной мобильности, то сейчас общество расколото на этноконфессиональные группы — уже со своей поляризацией внутри.

Отсутствие социальной политики, послевоенная разруха, поляризация общин и ряд других факторов подготовили появление исламистов Ирака, которых при Саддаме не наблюдалось. Всегда существовал местный филиал «Братьев-мусульман», были шиитские фундаменталисты, но первые были незначительны, вторые были социально-ориентированные (правда, только в рамках своей общины).

Так как шиитская община в целом находилась в меньшинстве по региону, это способствовало религиозному плюрализму и терпимости в политике шиитских партий. Более того, шиитские общины всегда охватывали «низовые» слои обществ Ближнего Востока, что выдвигало социальные лозунги на первый план.

Влияние Иранской Революции 1979 года, в которой сочетались социальность и плюрализм, способствовало становлению шиитских партий и движений. Ограниченная прогрессивность шиитских партий отчетливо видна на примере ливанской Хизбалла или иракской ад-Дава.

В противоположность этому ваххабиты — религиозные экстремисты суннитского происхождения — являются носителями крайне нетерпимой и рыночной идеологии. Можно с уверенностью сказать, что Ирак до американского вторжения не знал ваххабизма (салафизма). Однако вторжение США создало благодатную почву для распространения религиозного экстремизма. Исламское Государство Ирака и Шама (Леванта) — это и есть результат объединения множества ваххабитских группировок.

Это открыло для них перспективы захвата «суннитского треугольника» (то есть географического центра Ирака). Поражения от сирийской армии спровоцировало исход из Сирии боевиков, что не замедлило сказаться на обстановке в регионе в целом. Иракское правительство не в состоянии удерживать контроль над страной. Успехи ИГИШ были вполне очевидными и предсказуемыми.

Окрепнув в Сирии, ИГИШ в состоянии контролировать центр Ирака, но взять под контроль и удерживать иракский Курдистан и шиитский юг не сможет. Правительство Ирака вполне может пасть. Официальные иракские источники уверяют, что ситуация измениться как только удасться стянуть войска к местам прорыва боевиков ИГИШ. Но уверенности в этом нет никакой.

В случае успеха ИГИШ это будет означать фактический распад Ирака и новый очаг нестабильности. Спасти ираксий режим может прямое вмешательство сирийской и иранской армии (в случае, если ИГИШ удасться сдержать самостоятельно)

США в конфликт прямо вмешиваться не будут. Под угрозой находиться бизнес крупных нефтяных компаний, но этим можно и пожертвовать в сложившейся ситуации. Сирия и Иран будут проигравшими сторонами в случае успеха ИГИШ куда более, чем США. В любом случае очевидно все станет в течение ближайшей недели. Если ИГИШ возьмет Багдад, то иракская катастрофа станет свершившимся фактом, — заключил эксперт.

Июн 6, 2014Рабкор.ру
6-6-2014 СобытияБагдад, Ирак, Мосул, Тикрит11
В Донецкой Республике были национализированы железные дорогиМежду украинскими силовиками и ополчением возобновились ожесточенные бои
  См. также  
 
ХАМАС попытается повторить битву за Мосул
 
Дело Ассанжа: борьба продолжается
 
Великое всемирное социальное восстание 2019 года и Ближний Восток
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру