rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
17

Проект документа «Идеология левой социал-демократии»

111

До самой смерти, если потребуется!

407

Латыпов. Дело о Telegram-ID: Как обычного отца четверых детей обвинили в экстремизме, игнорируя факты, победу в апелляции и даже признания ФСБ

141

Яник Жадо: 2024 год стал самым жарким с момента начала фиксированного наблюдения годом в мире

Главная Культура Книги 2014 Апрель Маяковский в космосе

Маяковский в космосе

В рамках празднования всемирного дня поэзии, который в Москве тянется целый месяц, 3-го апреля прошел первый литературно-музыкальный вечер из цикла встреч «Марс атакует», посвященных космической теме. Прошёл в московском культурном центре «Пунктум». Иван Наумов, писатель-фантаст, и музыканты Ольга Прасс и Петр Термен представляли поэму «Космический Маяковский» — своего рода опыт сотворения истории, но в стихотворной форме. Потому что замысел этой поэмы существует в особой модальности — «а что, если…» — то есть это попытка помыслить иной вариант развития событий.

«На самом деле объяснять здесь ничего не надо, — говорит Иван Наумов, — существовал такой литературный проект «Классициум». Допущение было сделано простое: не случилось Первой мировой войны, Октябрьской революции (точнее, революция произошла но у власти оказались не большевики, а более гуманные меньшевики, во главе с «господином-товарищем» Мартовым), все преобразования в обществе прошли мирным путем, не случилось того ужасающего падения в бездну, которое затронуло всю европейскую цивилизацию. Соответственно, все технологии развивались гораздо стремительнее, произошел особый синергический эффект от сотрудничества ученых из разных стран, не разделенных идеологиями и границами. Уже в 1927 году был запущен первый космический спутник, в 1931 году в космос был запущен Гагарин, а затем мир развивался приблизительно как в романе «Аэлита» Алексея Толстого. Все планеты близки и досягаемы, все населены диковинными существами и цивилизациями, мир ярок и красочен. Группе инициаторов «Классициума» было предложено написать «настоящие» произведения от имени знаменитых писателей начала XX века: Бабель, Платонов, Маяковский, Хемингуэй, Бродский, Уэллс и другие. Это реалистичные произведения, но написанные другими, живущими в нереальном мире — такова была основная идея». В результате этого проекта была издана антология «Классициум: фантастическая антология нефантастической классики», которая сама по себе есть «другой двадцатый век». И Иван Наумов пишет за Маяковского.

Он начинает с небольшого прозаического введения, где рассказывается «предыстория». И действительно, «Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии». Дальше известная последовательность событий: переезд, Вступление в РСДРП, Бутырская тюрьма, «Пощечина общественному вкусу», революция, Брики, ОКНА… И совершенно не заметно для слуха эта цепочка событий не обрывается вдруг в 1930 году, а тянется и тянется дальше. Вот запущен первый спутник, в конце 30-х колонизируется Марс, а Маяковский, громящий всё, что стоит на пути прогресса, с восторгом встречает новую эру. Удивительно, насколько этот переход кажется естественным. Наверное, в условиях принятого нами в начале исходного допущения иначе и быть не могло.

Дальше темп повествования нарастает, нарастает и темп музыки, в сопровождении которой происходит чтение и которая очень созвучна повествованию. Это «космическое» смешение терменвокса, первого бесконтактного музыкального инструмента, и варгана. Терменвокс, изобретённый в 1918 году, то есть тем самым являющийся «современником» событий поэмы, сам тоже воплощает авангард эпохи, полёт человечества ввысь. Электрическая (не электронная) музыка терменвокса, создаваемая лишь движением в воздухе рук Петра Термена, правнука изобретателя инструмента. Терменвокс и гитара Термена сочетаются с варганом и калимбой Ольги Прасс и создают особое «музыкальное поле», где и разворачивается действие.

Маяковский, полетевший на Марс, в 1945 пропадает в песках, не добравшись до ближайшей станции Норильск-18. Поиски ни к чему не привели: в вездеходе никого не было. С этого момента судьба Маяковского уже не известна, однако спустя несколько лет появляется предположение, что он не погиб, а поселился с марсианскими аборигенами, но это только догадки.

Так могло бы быть. И в созданной альтернативной реальности читается поэма Маяковского «Нулевой», принадлежащая раннему «космическому периоду». Здесь рассказывается история постройки ракеты тремя увлеченными безумцами: старым рабочим, студентом и их «спонсором» — местным Робин Гудом, «экспроприировавшим» в пользу науки ценности у богачей. В этой поэме, выражаясь пафосно — «шершавым языком» школьного учебника — вера в могущество человека, гордость за достижения цивилизации, полёт слова и мысли.

Апр 4, 2014Анна Пронина
4-4-2014 КнигиВладимир Маяковский, Культурный центр Пунктум, Москва, поэзия, Терменвокс, Фантастика, эксперимент21
Фото аватара
Анна Пронина

Студентка философского факультера МГУ, бакалавр.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Житие святого БалабановаБольшие идеи для «Большой книги»
  См. также  
 
Торговый центр
 
Что это было?
 
Крадут не только бюджет, но даже его обсуждение
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру