В каких только общественных заведениях сегодня художники не делают выставки: в пельменных и чебуречных, спортивных залах, школах, на заводах, фабриках и в метро. Теперь добрались и до детских медицинских учреждений, мест, которые в детском сознании нередко и надолго поселяют тревогу и страхи. А у некоторых так навсегда.
Паблик-арт «Арт-прививка», инициированный ГЦСИ и попечительским советом Морозовской больницы при поддержке благотворительного фонда помощи детям им. М. Максима Басюка «Будем жить!» и фонда «Новое искусство» направлен на то, чтобы преобразовать пространство КДЦ Морозовской больницы с помощью искусства в место, комфортное для безболезненной социализации ребенка. Впрочем, слова «контроль» организаторам все равно не удалось избежать в пресс-релизе: «современные художники впервые в России получают полный контроль над пространством официального городского учреждения». В проекте участвуют 17 художников и один известный литератор, дающий детям очень вредные советы — Григорий Остер. Кураторами выступили искусствовед ГЦСИ Виталий Пацюков и художница Марина Звягинцева, известная не только своей художественной деятельностью, но и кураторскими проектами в периферийных местах мегаполиса, такими как «Спальный район». Данный проект является продолжением этой программы.
На открытии организаторы честно признались, что некоторые из приглашенных художников, побоявшись участвовать в проекте, отказались. Возможно, они тоже лежали здесь в детстве. И даже фотография фасада здания клиники, построенного не хуже, чем в Европе, (требование мецената В. Морозова) не развеет их страхи.
Преобразование интерьера детской поликлиники начинается с гардероба и регистратуры, обычно пугающих своими стеклами и решетками. Фасад гардероба при помощи пластиковых колб, наполненных детскими игрушками, превратился в красочное подводное царство. Марина Звягинцева в своем проекте «Лаборатория детства», рассортировала игрушки на спектральные цвета с целью исследовать цветовое содержание детских эмоций. Она же украсила лестничные марши (обычно самые унылые по цветовой гамме места казенных учреждений) расположенными на стене прозрачными трубами, наполненными также игрушками, которые можно долго рассматривать, называть и опознавать (проект «Игровые коммуникации»). Теперь детям есть чем заняться на лестнице, кроме подсчета ступенек. Жанна Рыбак стеклянное (холодное) окно регистратуры превратила в лесной массив с круглыми (успокаивающей формы) пушистыми деревцами, примерно такие сумеет нарисовать каждый ребенок хотя бы на стекле автобуса. Сигнал к тому, что неприятное путешествие в поликлинику скоро закончится.
Ольга Бажко превратила эти несносные пилюли (рисунки на стенах первого этажа), которые, в действе никак не проскакивают в маленькое горло, в большеротые смайлики и фасолеобразных человечков (палка, палка и овал), распевающих псевдонародные хороводные песенки и дворовый рэп: «Лю-ли, пи-лю-ли, хоп-хэй, не болей!».
Песня, конечно, лечит и питает! Однако может вызывать и тревожные чувства. Объект Сергея Чернова в виде огромного шприца на стене, заканчивающегося музыкальной трубой (проект «Звукотерапаия») вызывает целый спектр взрослых эмоций и коннотаций. От размышлений над трагической судьбой многих рок-н-рольщиков, которых сгубили наркотики, до мыслей, что работа (творчество) для них действительно арт-терапия. А детей такой большой шприц может и напугать.
В холлах второго и третьего этажей объекты в виде больших белых таблеток с надписями серым шрифтом («Дружба», «Игра») Сергея Чернова заняли место рекреационных часов. Не самые удачные цветовые сочетания для детского восприятия, ориентированного на яркие локальные цвета. Герасим Кузнецов приклеил к дверям кабинетов аппликации из фруктов, которые обычно бывают на детских шкафчиках, и нарисовал еще один вход (детский). Неплохая идея, но лучше бы она была интерактивной, чтобы дети реально могли через нее входить. Интерактивных проектов на выставке три: на фоне красной стены с лайтбоксами (художник Олег Кошевой) дети могли фотографироваться позировать, примерять свое тело к контурам нарисованных детских фигур. Что они делали с удовольствием. С помощью доски Наташи Стручковой дети могут сами делать картины — цветными канцелярскими резинками. А картинки на окне в коридоре, на которых люди катаются на коньках, можно подсвечивать, тем самым становясь режиссером или участником представления (автор Сергей Катран). Ольга и Олег Татаринцевы в холле третьего этажа одну из стен («Стена советов») оформили цветными и белыми плитками, на белых разместились «Вредные советы» Григория Остера.
Дуэт «МишМаш» превратил одну из стен в пейзаж с голубым морем, где мирно сосуществуют рыбы, люди и животные с супер длинными ногами-ходулями как на полотнах Сальвадора Дали, которые вряд ли догонят синих мышей Ростана Тавасиева, бегущих по дорожкам кардиограмм. Зато сам Сальвадор Дали, наверно, порадовался бы фантазии детей, участвующих в перформансе Маши Чуйковой (художница не боится признаваться в инфантильных, детских истоках своего творчества), где они из фруктов мастерили самолеты, человечков, гусениц, смеясь, что не хватает ножниц и клея. Маленькие — сосредоточенно и увлеченно, а подростки, ох уж эти подростки, иронизировали по поводу результата, совсем как бесшабашные рокеры: «Ты что, укурился?». Но мы надеемся, что арт-терапия и им поможет, изменит сознание.