Как выглядит лошадь с обратной стреловидностью крыла, трансцендентальная критика в реальности и с каким чувством любить родину, когда целых восемь дней праздника? На эти вопросы можно найти ответы, посетив ежегодный, четвертый по счету, интерактивный проект «Арт-эксперимент», организованный Центром современной культуры «Гараж». Большое искушение для избалованного культурными мероприятиями горожанина, несмотря на то, что многие музеи в праздники работали бесплатно, а цена взрослого билета на «Арт-эксперимент» составляет 1000 рублей! Детям до 16 лет, правда, 50% скидка, а тем, кому меньше пяти — бесплатно. «Сначала на «Арт-эксперимент»», а потом пойдем в ресторан!», — уговаривает мама пятилетнюю девочку в фойе.
В подзаголовке нынешней программы «Арт-эксперимент: конструировать отношения» можно уловить главный смысл проекта. Как строить отношения с искусством, залом, публикой, обслуживающим персоналом, наконец, интерьером комплекса, сконструированного японским архитектором Шигеру Баном. Последний с концептуальной иронией обыграл ставшую избитым клише фразу Станиславского по поводу вешалки. Гардероба вы не найдете. Вместо него обнаружите лишь ячейки для вещей, которые обычно встречаешь в продуктовых магазинах, а гардероб спрятан за ними. У посетителей такое решение вызывает дискомфорт: «А где гардероб?». И тревожные мысли — не сомнется ли пальто? Искусство — это тоже продукт потребления и с этим надо смириться, еще не войдя в зал. Зато, глядя на ящики, может вспомнить о проекте «Все впереди!» одного их хэдлайнеров Арт-эксперимента, Андрея Кузькина, который упаковал вещи и архив из своей мастерской в ящики на 29 лет! И, кажется, не жалеет.
Время арт-эксперимента изначально четко задано организаторами, расписание лучше смотреть на сайте. Пришедшим спонтанно придется ожидать следующего сеанса. В зал запускают, выдав схему программы, которая заменяет билет. Со зрителями работает молодежная команда Гаража, принимавшая участие в разработке центральной зоны проекта «Осваивая пространство», где зритель может играть в архитектора, а всего зал разбит на 9 зон. Пространство зала специально для проекта реконструировано архитекторами Кириллом Ассом и Надеждой Корбут в форме лабиринта с неровной поверхностью (есть ступеньки) и поделено на зоны.
Зоной, активно поглощающей внимание зрителя, является панно граффити Георгия Литичевского на левой стене, выполненное в локальных цветах жирными линиями в псевдо наивной, детской манере. Что, наверное, и сбило с толку девушку консультанта, заявившую, что Литичевский — начинающий художник. Детская манера, возможно, в память о «Детском саде», художественном объединении, в котором он участвовал в 80-е. Взяв за основу локальное исследование проблем искусства, его роли в обществе, взаимоотношений художника и куратора, критика, в игровой интерактивной форме («путешествие на артобусе») художник предлагает совместно поразмышлять не только о своем предназначении, страхах и их преодолении, но о предельно общих вопросах: «Меняется суть идеи от соседства с чужой идеей? Можно ли объективно оценить то, что сделано сегодня, или для этого нужно время?». На вопросы предлагается ответить письменно, Георгий оставил одно из облачков специально для ответов зрителя. И незакрашенные контуры фигур, в которые можно вписать свое тело, создав вместе с автором трехмерное изображение… и сфотографироваться.
Зрители, правда, в этой зоне не активничали. Дети не имели привычки такого близкого вмешательства в искусство, а взрослые не торопились, проявляли критическую ответственность: «Я сначала почитаю, совпадают ли эти мысли с моим видением!» Зато свое детское «Я» взрослые с удовольствием реализовали в зоне «Изнутри наружу», где нужно было по выданным бумажным макетам существующих музеев («Гараж», музей Виннипега, Tate Modern ), создавать интерьеры музея ХХI века из подручных материалов — в основном вырезок из журналов и цветной бумаги — вместе с архитектурным фотографом Юрием Пальминым, или выступить куратором какой-нибудь выставки. Здесь визуальная фантазия не имела границ.
В зоне с названием «Митинг» взрослые радостно лепили вместе с детьми фигурки из пластилина и прикрепляли их к стеклянной витрине с записочками, означающими плакат, девиз или требование к обществу. В процессе лепки они встречались с собой внешним и внутренним, митинговали, т.е. требовали к себе внимания. Крылатая лошадь, визуальное воплощение трансцендентальной критики, от которой руки прочь, поддержка зайца: «Заяц не бойся!», поздравления с рождеством, весь спектр подсознания посетителей, их фобии, мечты, страхи и любование (своим новым ухом) можно проанализировать в этом проекте, а главное запомните — родину надо любить «с остервенением!», как гласит один из плакатов. В центральной зоне, границы которой зафиксированы столбами, можно поучаствовать в создании групповой инсталляции совместно с командой «Гаража». На одну из тем, случайно выбранных из списка, носящих романтические названия: «Полет», «Стихия».
Особой популярностью пользуется сессия с художником Андреем Кузькиным, который предлагает каждому участие в очередной версии цифрового перформанса. «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3». Список в 50 человек, не все попадают. Художнику нужно дать свой предмет, который для вас что-то обозначает, и он включает его в произведение искусства. Приклеивает на лист бумаги в центр и самого посетителя встраивает в произведение посредством сложной цифровой системы собственного изобретения, Андрей пишет определенные цифры, вызывающие у него ассоциации с конкретным человеком и являющиеся как бы рамкой предмета. После этого произведение отдается в руки посетителя. Вся коммуникация происходит при полном молчании со стороны художника. Ее цель выстаивать неформальные отношения со зрителем.
Благодаря команде дизайнеров и программистов PlayDisplay, специализирующихся на интерактивных инсталляциях и архитектурных инновациях, в одной из зон можно оживлять рисунки. Посетителю дают семь раскрасок, которые символизируют семь частей архитектурного плана «Арт-эксперимента» и одну из них надо раскрасить фломастерами, попутно ознакомившись со значением цветов в системе восприятия цвета у Василия Кандинского, напечатанной на обратной стороне листа. Тем самым посетитель выражает свое эмоциональное восприятие данной зоны. Далее рисунок подносят к камере, и он оживает.
Голландские видеохудожники Томас Траум и Тим Гфререр в инсталляции «Призрак» предлагают зрителю попасть в мир интерактивного кино. Когда вы встаете перед экраном, на котором изображен зимний пейзаж, тень на экране фиксирует ваше движение, через 10 секунд возникает новая тень, человек, стоя перед экраном, может сделать большое количество прообразов своих движений. На экране также возникают образы и других посетителей, побывавших здесь ранее.
А еще можно строить из кинетического живого песка (98% обычного и 2% полимера), который не прилипает к рукам, можно строить цветные ландшафты (цвета совпадают с цветами географической карты), которая проецируется на виртуальную поверхность, и совершать путешествие при помощи джойстика. А кто не устал, может поучаствовать в новой форме опроса: самому нарисовать фигуру, состоящую из 8 лучей и расставить цифры вопросов, среди которых — возраст/ любимая архитектура/ задание или свобода, что превалирует в творчестве/ оценка проекта/ выбор лучшей зоны/ сколько музеев посетил и любимое число. Не знаю, как у кого с архитектурой, а про возраст тут забываешь!