Выставка «Феминистский Карандаш-2» организована при поддержке Фонда Розы Люксембург, который активно пытается помогать подобным культурным инициативам. По словам кураторов выставки Надежды Плунгян и Виктории Ломаско, провести подобного рода мероприятие очень трудно, поскольку слово «феминизм» в нашей стране встречает отторжение и непонимание. Да и публика, во многом, не готова воспринимать данное искусство как нечто серьезное.
В рамках «Феминистского Карандаша» были собраны работы 35-ти участниц со всей страны и из-за рубежа. Это, своего рода, беспрецедентная подборка феминистского творчества, выставляемая в России.
Это собрание работ, которое можно обозначить одним словом «не формат»: граффити, сделанные прямо на стенах выставочного зала, комиксы, рассказывающие личные истории художниц и даже работы четырнадцатилетней девочки. Все участницы отбирались в первую очередь не как художницы, а как феминистки и это делает экспозицию не просто выставкой картин, а собранием переживаний каждой её героини.
Когда ты только поднимаешься по лестнице, тебя встречает первый трафарет из серии «Кунсана, Нисо, Айсулу и Наргиз». Это история о четырех женщинах, которых мы можем сегодня увидеть в любом городе, их всех объединяет то, что они вынуждены были мигрировать из Средней Азии. Они метут улицы в своих национальных одеждах, собирают милостыню, занимаются низкооплачиваемым трудом. Мне удалось попасть на выставку до её открытия, и я наблюдала, как под этим самым трафаретом, сгорбленная уборщица, с лицом одной из женщин на картине, вытирала пыль. В такие моменты приходит ощущение того, что героини этих трафаретов, стали для нас чем-то вроде части городского пейзажа. Такие броские и незаметные: они как эти рисунки на стенах… а ведь за каждой из них стоит полная горечи и лишений судьба. По описанию, прилагающемуся к работе, художницы хотели показать, что эти женщины не из прихоти носят национальные наряды, а от глубокой тоски и желания сохранить хоть немного родного. При этом на них в еще большей степени давят патриархальные отношения, которые они тоже привезли с собой.
Также глубокое впечатление на многих посетителей производит работа «Истерика», художницы Полины Петрушиной из Страсбурга. Это очень личная история, эмоции выраженные в графических образах, перетекающие в обще-женскую трагедию: боль и одиночество человека, плывущего по течению жизни и ищущего родственную душу.
А рядом с этой историей одиночества расположилась история «публичных женщин» художницы Виктории Ломаско. Вика побывала в Нижнем Новгороде, где написала серию портретов о жизни «девочек», зарабатывающих торговлей своим телом.
В другом конце зала представлены картины Яны Сметаниной под общим названием «Обитатели 5-ой психиатрической больницы в Хотьково». Все героини этой серии стали жертвами насилия: многие из них были жестоко избиты, после чего потеряли рассудок, теперь же они, всеми забытые, нашли дом в психиатрической лечебнице.
Словом, когда проходишь по выставочному залу, понимаешь, насколько разным и многогранным может быть феминизм. Эти работы нельзя описать одним единым предложением, они одновременно лежат и в сфере глубоко личного и в сфере политического. Это женские судьбы, превращенные в освободительный манифест, в отрицание сложившихся патриархальных отношений неравенства. Графические образы, иногда созданные с помощью обычных маркеров, несут в себе огромный социальный подтекст.
Выставка проходит с 23 октября по 6 ноября, и в её рамках предполагается не только представление работ художниц, но также воркшопы, лекции и дискуссии.
Даже если вы далеки от данной тематики, сходить на выставку стоит. В следующем году, по словам Нади Плунгян и Виктории Ломаско, планируется проведение «Феминистского карандаша-3», и это уже начинает напоминать хорошую тенденцию роста.