23 октября, вечер, дан старт второму фестивалю активистского искусства «МедиарУдар». На фейсконтроле встречает несколько «шкафов» в пиджаках. В эту среду ими руководит худощавый мужчина со значком «Россия без Путина» на лацкане. Дмитрий Пименов был бы доволен. Подписавшийся теперь под «Божью волю» аукционист на первой Болотной срывал журналистские ксивы. Он требовал быть с народом и не прятаться за корочки. В ответ корреспонденты позвали на помощь полицию.
Роль владельца значка на сегодня — пресечь появление интернет-казаков. В социальных сетях они грозились задавить гея, «как Георгий змея» — некоторые из организаторов «МедиарУдара» принадлежат к числу ЛГБТ.
Цель двухнедельного мероприятия — развить активистское искусство, а также максимально подключить неравнодушных к противодействию цензуре и к защите меньшинств. Охрана открывает двери в фабричное помещение. На втором этаже разместился фуршет — несколько видов вин, сласти, бананы и виноград.
Жующую публику отвлекала взгромоздившаяся на небольшую трибуну девушка. Словно с церковного амвона она служила свою мессу, перечисляя факты мужской гегемонии. Со стен на нас взирали комиксы-хентай, портреты изнасилованных женщин из подмосковной психушки, зарисовки с суда по Михаилу Косенко, «Барби»-проститутки. Феминистки отменяют мужской туалет, теперь хотя бы на ближайшие несколько часов здесь нет разделения на гендер.
Прежде чем подняться по лестнице, публика направлялась по часовой стрелке в комнату с приглушенным светом. Здесь проходил сеанс коллективной мастурбации на винтажное riot порно. Его предоставил Голландский музей протеста, щедро демонстрировавший кадры на трех совмещенных экранах — уличные беспорядки в канун коронации монарха, голые люди на природе и рассуждения о том, что автомобилизация равна концлагерю. Эту же мысль продолжала соседствующая рядом карикатура — грузовик с евреями, которых обдают газы из выхлопной трубы. И ниже та же машина, которая дымит уже на возмущенную толпу снаружи.
На фоне плакатов PROVO о борьбе с символизмом публика продолжала все документировать с упорством оперативника, стараясь ничего не пропустить в этой резервации искусства, где художественную ценность представляет только то, что в рамке и с аннотацией.
Хотя те же наклейки в поддержу Толоконниковой при входе в здание внимания к себе не привлекли. Наиболее интересным экспонатом стало нагромождение пивных банок, оставшихся от спящих на топчанах панков. Нерешительные посетители считали, вероятно, это художественной акцией и не брали приготовленное организаторами бесплатное пиво в алюминиевой таре.
В ответ кто-то предложил повесить свою картинку на стену прямо на выставке, авось, никто не заметит. Проходящий рядом художник сетует, что вынужден продавать картины, чтобы собрать деньги для политзаключенных. Просто жертвовать публика не хочет, но готова из солидарности приобрести предмет современного искусства. Городские партизаны надувают памятную по последнему 6 маю воздушную пилу.
Рядом без каких-либо аннотаций расположилась выставка антифашистских трофеев — перевернутые нацистские баннеры, оторванные лейблы футболок с рунами, отобранные шарфы правых футбольных клубов. Казалось, что пришедшая публика была вне такого контекста.
Посетители взирали на распечатанные на принтере фотографии антирасистов со стволами наготове и не могли понять, зачем эти люди пытаются ворваться в выставочное пространство. Зачем развешены эти тряпки? Кто эти персонажи в балаклавах? Чем они отличаются от «этих со свастиками»? В другом углу выставка самиздата. Авторы фанзинов довольно тычут пальцам в стекло и пытаются сфотографироваться на фоне, но мешает отблескивающее стекло.
Выйдя из арт-кластера, встречаю топящих забором костер бомжей. Чуть поодаль менты тащат кого-то в «козлик». Люди в погонах плотоядно скалятся, ожидая прибавления кэша. Более удачливые сородичи пойманных жмутся поближе к автобусу до Элисты — впереди 20 часов дороги по раздолбленной колее. Вдалеке звучит «Ария» из рок-магазина «Арсенал», у его двери жмутся друг к другу бездомные. Они сплетаются словно змеи, чтобы не замерзнуть. Россия продолжает жить с Путиным. Спасибо, однако, организаторам фестиваля, что отдали несколько месяцев кропотливой работы за возможность немножко повеселиться в стране-мракобесии.