Неформальная занятость, авторитаризм и профсоюзы в Зимбабве
В 2019 году в пресс-релизе Международной организации труда (МОТ) намекалось, что неформальная экономика может инициировать обновление профсоюзного движения во всем мире (МОТ 2019a). И это несмотря на то, что неформальный сектор во всем мире сталкивается с непростой задачей мобилизации и организации коллективных действий. Такие условия довольно распространены в развивающихся странах по всему миру, и Зимбабве не является исключением. Что делает случай Зимбабве уникальным, так это то, что правящая партия ЗАНУ-ПФ смогла воспользоваться этими слабостями, чтобы продлить правление своего авторитарного режима. В этой статье я подчеркиваю, что неформализация труда с середины 1990-х годов разорвала органическую связь между лейбористами и профсоюзами, что, в свою очередь, послужило авторитарным мотивам правящей партии. Таким образом, недемократическое управление мешает неофициальным работникам мобилизоваться для более активного профсоюзного движения.
По оценкам, по состоянию на 2019 год в мире насчитывалось около 2,5 миллиардов работников, занятых в неформальной экономике (МОТ 2019a). В то время как такое количество неформальных работников может оказать значительное влияние на траекторию профсоюзного движения в глобальном масштабе, этот сектор остается фрагментированным и неспособным к мобилизации. Общемировая тенденция заключается в том, что нормативно-правовая база и социальная защита неформального сектора по-прежнему отсутствуют или являются частичными в относительно прогрессивных странах. Неформальным работникам не хватает гарантии занятости, гарантированного дохода и гарантии представительства (Шурман С. и др., 2012).
Неформальность и экономика Зимбабве
Реакция профсоюзов на удовлетворение особых потребностей работников неформального сектора остается сдержанной. Традиционный профсоюз исторически более эффективно справлялся с работниками, которые являются частью зарегистрированных или официальных предприятий. Чтобы эффективно обслуживать неформальный сектор, профсоюзам необходимо “изменить свои внутренние структуры, пересмотреть распределение ресурсов и разработать новые стратегии для организации, представления интересов всех работников и создания коалиций с группами, разделяющими общие социальные интересы’ (МОТ 2019б). В случае Зимбабве медленная реакция профсоюзов позволила правительству эксплуатировать неформальный сектор в основном по политическим причинам.
Во всем мире авторитарные режимы стали ассоциироваться с ненадлежащим управлением и экономическим кризисом. Зимбабве, как известно, соответствует этому описанию, поскольку его правительство несет ответственность за сотни тысяч смертей и похищений своих граждан, а также за экономический кризис, который длился десять лет с 1998 по 2008 год. Массовая деиндустриализация, вызванная сочетанием неолиберальной политики и неправильного управления в середине 1990-х годов, привела к беспрецедентному числу безработных граждан. Массовая безработица привела к оттоку квалифицированных работников в неформальный сектор. С тех пор неформальный сектор стал важной опорой экономики Зимбабве, на долю которого по состоянию на 2020 год приходится 40% ВВП (Кубатана 2021).
Проблемы между неформальным сектором и профсоюзным движением
Несмотря на это, неформальный характер рынка труда затруднил для профсоюзов, таких как Конгресс профсоюзов Зимбабве, мобилизацию неформальных работников. Уличные торговцы, владельцы мелких домашних производств (backyard manufacturers) и мелкие шахтеры, среди многих прочих рабочих групп, оказались недостаточно представлены после обретения независимости. Особенно в городских районах неформальные работники подвергаются многочисленным случаям жестокого обращения со стороны должностных лиц муниципалитета и сотрудников правоохранительных органов. Например, в 2005 году правительство начало кампанию “зачистки”, получившую название “Операция Мурамбацвина”, под предлогом удаления неформальных и незаконных структур из центрального делового района. Оправданием этой кампании со стороны правительства было то, что неформальный сектор укрывает черный рынок, отсюда и необходимость разрушения структур неформального сектора.
Однако аналитики отметили, что истинным мотивом этой кампании было возмездие за поддержку оппозиционной партии представителями неформального сектора на президентских выборах 2002 года (Вамбе 2008). Таким образом, неприязнь между государством и неформальным сектором проявилась в нежелании правительства принять законодательство для поддержки и защиты неформального сектора, что, с другой стороны, продлило пребывание ЗАНУ-ПФ у власти, лишив его оппозицию поддержки в неформальном секторе.
С середины 1990-х годов отношения между профсоюзами, такими как Конгресс профсоюзов Зимбабве (КПЗ), и неформальными работниками кажутся неорганическими. Общепринятый традиционный подход к профсоюзному движению долгое время заключался в том, что профсоюзы представляют работников в формальных секторах и организациях, основная причина заключается в том, что такое членство легче организовать из-за наличия доступных трудовых книжек. Хотя некоторые утверждают, что КПЗ добился успехов в представлении неформальных работников, представительство остается скудным. Неспособность таких организаций, как Всеобщий союз работников сельского хозяйства и плантаций Зимбабве, охватить большее число сельскохозяйственных работников и способствовать улучшению условий труда и повышению минимальной заработной платы свидетельствует об ослаблении влияния профсоюзов в Зимбабве. Работники сферы сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности находятся в самым низу производственной цепочки, и без представительства получают самую низкую заработную плату и работают в самых тяжелых условиях труда без защитной одежды. В последние годы произошло беспрецедентное число смертей мелких шахтеров, работающих в небезопасных условиях труда, однако реакция правительства на их тяжелое положение остается неоднозначной (Мупанедемо 2020). Попытки создать кооперативы, чтобы защитить свои интересы и добиться справедливого повышения заработной платы и улучшения условий жизни, не увенчались успехом. В большинстве случаев кооперативы не имели прочной основы во многом из-за отсутствия организации и внешнего влияния со стороны политических деятелей. Политизация кооперативов привела к тому, что они стали продолжением партийных интересов вместо того, чтобы быть независимыми органами, представляющими интересы мелких шахтеров. В условиях такого развития ситуации только филиалы партии могли извлечь выгоду из схем механизации и других форм технической и финансовой поддержки. Таким образом, беспартийные члены стали жертвами насилия и запугивания, что вынудило их выйти из кооперативов или согласиться на неприемлемые цены на свою продукцию[1]. Феномен партийной принадлежности характерен не только для мелкомасштабной добычи полезных ископаемых, он распространен во всем неформальном секторе. Определенные слои неформального сектора продолжали пользоваться покровительством государства в обмен на голоса. Таким образом, на другом уровне неформальный сектор использовался для расширения авторитарной программы дня правящей партии.
Неформальный характер рынка труда в Зимбабве создал огромную пропасть между рабочей силой и профсоюзами. Перед представительными органами профсоюзов стоит неразрешимая задача – охватить миллионы неформальных работников, которые редко входят в какую-либо организацию. В свою очередь, правительство иногда манипулировало неформальным сектором, чтобы расширить свою авторитарную повестку дня, используя тонкий баланс между насилием и запугиванием, с одной стороны, и покровительством, с другой. Поэтому, очевидно, что наиболее выгодным решением для правительства будет не принимать законодательство о защите неформальных работников. Главный вывод касательно неформализации и авторитаризма, сделанный на примере Зимбабве, заключается в том, что неформализация рабочего класса может способствовать продлению правления авторитарных режимов путем разрыва естественных связей между рабочими и профсоюзами, которые предлагают более регулярную платформу для выражения недовольства и инициирования изменения политических взглядов.
Нельзя не подчеркнуть, что демократическое пространство в Зимбабве нуждается в расширении. Профсоюзам необходимо ускорить процесс регистрации неформальных работников и в более широком плане содействовать процессам региональной, а также глобальной солидарности среди неформальных работников.
На более низком уровне неформальные работники могут извлечь выгоду из создания кооперативов или гильдий. Такие небольшие группы могут объединяться, образуя кластеры,начиная с уровня сообщества и вплоть до национального уровня, чтобы сформировать более крупные группы, представляющие различные сегменты неформального сектора, которые профсоюзам будет легче собрать воедино.
Морблэссин Ньямбара
Морблэссин Ньямбара — секретарь по гендерным вопросам и социальному обеспечению Объединенного союза сельских учителей Зимбабве, страстный правозащитник и учитель математики. У нее есть степень магистра естественных наук по математике и степень магистра в области трудовой политики и глобализации.
Перевод: Никерова Алина, Сафронова Екатерина
Ссылки
Бушу, Н.Б. (2020) Связь с Китаем: кустарная мелкомасштабная добыча хрома в Лалапанзи, Зимбабве, 2000-2019 гг., Магистерская диссертация, Университет Зимбабве.
Чивава, Х. (1990) Кооперативы и контрактная добыча в зимбабвийской хромдобывающей промышленности: парадокс промышленной демократии, Институт исследований развития Зимбабве, Зимбабве.
МОТ (2019а) Будущее профсоюзов зависит от организации неформальной экономики, Международная организация труда, 20 июня.
МОТ (2019б) Организация работников неформальной экономики в профсоюзы. Руководство для профсоюзов. Международная организация труда.
Кубатана (2021) Вклад неформального сектора недооценен Kubatana.net . 24 июля.
Мупанедемо, Ф. (2020) Зимбабве: в провинции Мидлендс вызывает обеспокоенность смертность от кустарной добычи полезных ископаемых. The Herald, 17 сентября. Шурман С. и др. (2012) Организация профсоюзов в неформальной экономике: обзор литературы по организации в Африке, Азии, Латинской Америке, Северной Америке и Западной, Центральной и Восточной Европе. Университет Ратгерса, Доклад Американскому центру международной трудовой солидарности.
Вамбе, М. (2008) Скрытое измерение операции “Мурамбацвина”, Harare: Weaver Press
[1] См. Chiwawa (1990) и Bushu (2020).