Есть такая категория музыкальных исполнителей, которая несёт в своём творчестве идеи протеста — политического, социального, культурного и так далее. Из этой категории, помимо артистов с весьма аморфными идейными позициями, которые составляют большинство из общего списка, можно выделить, в свою очередь, приверженцев различных политических идеологий. Однако если же мы выберем из этого перечня сугубо лево-ориентированных исполнителей, то будем, к своему огорчению, вынуждены отметить факт крайне низкого качества музыкальных произведений большинства из них. Проявляется это в плохом качестве записи-сведения-мастеринга, в безыскусности текстовой и музыкальной составляющей, в уровне исполнения.
Но здесь, как и в любом правиле, имеются свои исключения. Одним из них является французская рэп-исполнительница аргентинского происхождения и активистка альтерглобалистского движения Keny Arkana (Кени Аркана). Российской публике может показаться странным: протестный рэп с радикальным левым уклоном от девушки? Не спешите делать преждевременные выводы — эта особа звучит очень даже мощно и убедительно.
Кени провела детство в спальных районах Марселя, где и родились первые её куплеты. В 1996 году четырнадцати лет от роду она начинает исполнять их своим знакомым по общежитию. Впереди у Кени будет довольно долгий путь к творческому успеху и признанию широкой аудитории, равно как и путь к формированию её общественно-политических взглядов. Но уже тогда — в середине девяностых — её начинают интересовать проблемы личности и социума, что и ложится в основу создаваемых текстов.
Кризис, прокатившийся по миру в конце девяностых — начале нулевых, отметившись дефолтом в России, перекочевал следом и в Латинскую Америку. Происходящее на малой родине серьёзно взволновало Кени — она отправляется в Аргентину. Анализ событий в стране и в мире заставляет её сделать вполне закономерные выводы: Кени становится ненавистницей капитализма и неолиберализма, а также нынешней формы глобализации. В то же время она увлекается идеями левого радикального политического деятеля, писателя и философа, главного идеолога Сапатистской армии национального освобождения субкоманданте Маркоса.
Естественным образом девушка становится активисткой находящегося в первой половине прошлого десятилетия на пике своего развития Альтерглобалистского (на французский манер — Альтермондиалистского) движения. Это отражается и на окончательном оформлении её музыкального стиля. Песни становятся её фронтом борьбы и пропаганды, а общественно-политическая тематика в них отныне является доминирующей. Впрочем, треки не превращаются в банальные маршевые кричалки — сочинительский талант Кени проявляется в том, что она весьма искусно обыгрывает в текстах интересующие её темы. Буржуазные политики, информационные войны, нищета, жизнь стран третьего мира, а то и вовсе проблема города и деревни (!) — всё это и многое другое нашло отображение в её песнях.
Кени организует рэп-коллектив Mars Patrie, а затем Etat-Major, последний из которых выпускает в 2003 году макси-сингл. Молодая исполнительница, приобретя определённую известность, вскоре начинает сольную карьеру. Разогрев интерес слушателей микстейпом (сборником композиций, предназначенных для некоммерческого распространения) L’Esquisse, Кени Аркана в 2006 году, спустя десять лет после начала своей творческой деятельности, выпускает первый сольный альбом Entre Ciment Et Belle Etoile («Между цементом и прекрасной звездой»). Именно здесь во всей полноте проявляется стиль Кени, и именно этот альбом выводит её на принципиально иной уровень популярности.
Как в плане музыки, так и в плане манеры исполнения альбом (впрочем, как и последующие работы артистки) вышел очень разнообразным. Здесь мы слышим и классические хип-хоп биты, построенные на «трёх китах» музыкальной составляющей классического рэпа: сэмпл (как правило, изменённая и замикшированная вырезка из какой-либо песни), бас и бит. Но наряду с этим нашлось место и душевным гитарным переборам. В дальнейшем мы услышим у Кени также и электронные танцевальные минусовки, на которые не менее органично ложатся тексты о проблемах этого мира.
Манера исполнения, обозначающаяся в рэп-терминологии словом «флоу», также заслуживает отдельного упоминания. Где-то Кени исполняет рэп жёстко и размеренно, где-то включает скоростную читку («фаст-флоу»), где-то проникновенно напевает — и всё это, надо сказать, выходит у неё на должном уровне. Удивительно наблюдать за тем, как обращаясь к различным формам, Кени Аркана умудряется сохранять узнаваемость и неповторимость.
Взлёт популярности исполнительницы в немалой степени был обусловлен выходом взрывного трека La Rage («Гнев»). Песня, написанная по свежим впечатлениям от парижских беспорядков, стала своеобразным бунтарским манифестом.
Политическая просвещённость Кени сделала её тексты значительно более осмысленными, нежели у многих других протестных исполнителей. В них даже довольно простая рифма néo-libéralisme / néo-colonialisme способна выглядеть внушительно — особенно учитывая то, как эти понятия рифмует сама наша действительность.
Вслед за первым альбомом выходит второй — Désobéissance («Неповиновение»), подтвердивший статус исполнительницы. А вот далее наступает затишье. Вероятно, некоторые причины здесь стоит искать в принципе историчности искусства. Начало мирового экономического кризиса было сопряжено с одновременным спадом альтерглобалистского движения. Нет, Кени не ушла из общественной деятельности — судя по интервью она продолжала ей заниматься, однако общая обстановка не могла не сказаться на творчестве.
Но по прошествии нескольких лет мир забурлил с новой силой, дав исполнительнице новый творческий импульс. В 2011 году она напоминает о себе свежим микстейпом, а вскоре выходит и полноценный альбом под названием Tout tourne autour du soleil («Всё вращается вокруг солнца»), высоко оцененный и слушателями, и критиками. Оказалось, что за прошедшие годы Кени не растеряла напора (рокеры назвали бы это «драйвом»), а тексты и техника исполнения стали только искуснее.
В то время как продажи альбомов Кени побивают результаты мэйнстрим-исполнителей, а на концертах многотысячные площадки оказываются заполненными под завязку, сама наша героиня категорически отказывается называть себя звездой. Она отклоняет большую часть предложений по интервью, её нет на телевидении, она до сих пор запросто общается в кафе с поклонниками своего творчества. Кени ничего не стоит взять и отправиться в путешествие автостопом — согласитесь, это мало похоже на героев журнала «Billboard». Она не спешит связывать себя семейными узами и бременем материнства — ибо всё это поставит точку и на творчестве, и на борьбе. Пока же Кени Аркана, являющаяся своеобразным феноменом рэп-музыки, продолжает посвящать строки проблемам человека, проблемам мира, ну и, конечно же, своему родному городу — Марселю.