В последнее время в России появилось независимое музыкальное направление, практически не замеченное «официальной» прессой, но набирающее все большую популярность среди молодежи. Речь идет об Abstract Hip-Hop’е. Хотя определение «абстрактный» с трудом к нему подходит, так как на фоне все более теряющей в качестве поп-культуры (видно, интернет и Indy-революция все-таки делают свое дело) их тексты выглядят вполне осмысленными.
В отечественном Abstract’е слова решают все. Этим он сильно отличается от традиционного hip-hop’а. где идет упор на мастерство чтения. В какой-то степени Abstract hip-hop — это поэзия. Впрочем, русский андеграунд всегда отличал упор на текст, на слова, а не на музыку.
Тексты разные. От нескольких не связанных строчек до полноценных рассказов. В центре всегда человек, особый упор идет на его переживания, что роднит его с экзистенциалистской литературой, что исполнители зачастую подчеркивают.
Одна из главных особенностей текстов — это отчуждение. Никогда еще в творчестве последних лет на это не делалось такого упора. «Хотелось бы жить нормально, как следует, а не как указывают… Работать, когда нужно, а не по графику. Деньги железо, деньги бумага, делать, делать нужно деньги, не на конвейере, а живые <…> кажешься себе истинным, смотришь и не видишь фальши», — заявляет «Аналогия Бытия». «Конечный итог развития — слит с тем, что ты рожден, научился жрать, видеть, гадить, мыслить и вымер», — заявляет IIBTT. Особенно хорошо это выражено у «Макулатуры» и «Ночных грузчиков», двух близкородственных проектов, на данный момент являющихся самыми известными. «…А в рамках модернизации производства можно проделать в полу под каждым рабочим фекальную прорубь, чтобы гадить не отходя от станка, от плиты, от кассы, а на ночлег устраиваться внутри с головой и отсыпаться… Назовите этот проект Россия Молодая и нанотехнологичная…» Это смешивается у них и с политической сатирой. Так, в песне «Председатель» вырисовывается образ типичного властного политика, который медленно сходит с ума, теряет свою личность.
Выгодное отличие социальной направленности в текстах отечественной сцены Abstract’а от, например, той же панк-сцены — в отсутствии детской наивности и озлобленности. У праволиберальных сил всегда находились упреки в адрес левой сцены: мол, бездельники, ленивые, не желающие, работать дети и т.д. Обвинить в этом героев «Макулатуры» или «Ночных грузчиков» сложно. Здесь появляется рабочий, полностью осознающий свою отчужденность и бессмысленность работы, враг опасней во много раз, чем подросток в нашивках. Тема офисного бунта не нова, она затрагивалась и в кино и в литературе («Бойцовский клуб»), да и в музыке, но это была, как правило, критика извне. И только здесь заговорил тот, кого толстое начальство презрительно называет «офисным планктоном».
Впрочем, социальная и политическая направленность нисколько не умаляет ни лирики, ни чисто экзистенциальных тем. Детские воспоминания, страх, тоска искусно облачаются в форму, которая вновь размывается. После окончания каждой песни, возникает ощущение, как после прочитанной залпом книги или фильма, который весь сеанс заставлял сидеть в напряжении. Но в отличие от крупной литературной формы или кино, рассказы под музыку, эти баллады компьютерной эры, гораздо более сжато излагают мысли, практически аналогичные внутренним переживаниям. В современной лирике же подобное закрыто метафорами, обличено в образы, как тайные желания в снах. В результате возникает некая коллективная рефлексия автора и слушателя.