rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
94

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

149

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

234

Европа: радикальные левые против своего империализма

428

XX век прошёл

Главная Культура ТВ 2014 Июль Не брат ты мне?

Не брат ты мне?

Тиран (Tyrant) FX, США 2014—

Тиран (Tyrant) FX, США 2014—

Сериал «Тиран», стартовавший в конце июня на канале FX, рассказывает историю о младшем отпрыске некоего вымышленного ближневосточного диктатора. Недостойный сын своего отца, в юности сбежав из политически отсталой страны в прогрессивную Америку, возвращается в родные пенаты двадцать лет спустя и неожиданно оказывается в шаге от того, чтобы стать первым лицом государства. Пока же престол занимает «плохой» старший брат, которому «американский» дает ценные советы о том, как правильно соблюдать права человека и уважать мнение народа. Периодически у младшего получается немного смягчить довольно жестокие нравы и даже спасти от расправы местных оппозиционеров, которые, конечно, мечтают о свободе и скорейшем свержении кровавого режима.

От «Тирана» ожидали многого в основном благодаря заявленному автору сценария — Гидеону Раффу. Рафф известен, прежде всего, как автор сценария израильской ленты «Военнопленные» — блестящей психологической драмы, на основе которой (и с непосредственным сценарным участием Раффа) позже вышла американская «Родина» — один из наиболее успешных и долгоиграющих сериальных проектов последних лет. Отличительные черты сериалов Раффа — динамизм, тщательно прописанные персонажи и сюжетные ходы, психологизм, достаточно высокий уровень достоверности (скажем, в «Родине» одним из наиболее «цепляющих» компонентов было изображение работы американских спецслужб и взаимоотношений между ними и исполнительной властью).

«Тирану» от предыдущих проектов Раффа досталось немногое: он динамичен, и держит зрителя в напряжении, но, пожалуй, и все. Звезд в сериале нет — единственное более-менее известное лицо принадлежит Джастину Кирку (дядя Энди из «Косяков»), который исполняет второстепенную роль американского дипломата и в кадре появляется редко.

Первый вопрос, возникающий при просмотре «Тирана» — кем же возвращается на родину спустя двадцать лет главный герой? Американцем? Не совсем. Типичным «золотым мальчиком» из нефтяного арабского региона? Тоже нет. У него два имени — Бассам и Барри, две родины, две семьи, две возможные судьбы, между которыми он не может совершить окончательного выбора. В итоге, у него возникает огромный соблазн два этих непохожих мира совместить.

Поскольку сериал все же американский, то совмещению «помогает» довольно странное и противоречивое изображение жителей и правителей вымышленной ближневосточной страны. Вроде и мусульмане, а вовсю пьют алкоголь (традиционно для американских сериалов — виски), вроде и диктаторский режим, но звучат фразы в духе «нет, мы не можем так поступить, ведь завтра тысячи людей выйдут протестовать». Впрочем, дальше сценаристы словно забывают об этих переживаниях, и протестующих в размеренном рабочем порядке продолжают вешать и расстреливать без суда и следствия. Некоторые вещи выглядят совсем непонятно — например, как в такой стране правителя могут открыто называть военным преступником в теленовостях? Или, когда идет разговор американского дипломата и правителя страны о военных базах и американец говорит фразу «мы заключали договор о базах с вашей страной, а не с вашей семьей».

За местные средневековые ужасы в сериале в основном отвечает «плохой» старший брат главного героя, ставший новым диктатором после смерти отца. Он показан настолько отвратительным, что так и хочется хоть немного его оправдать — ведь он, в отличие от Бассама, никуда не уезжал, и у свободолюбивой Америки не было шансов внедрить в его сознание правильные ценности — вот и вырос зверюгой.

С темой тяжелой женской доли в мусульманском мире в сериале тоже обошлись странно: с одной стороны, женщин в кадре постоянно унижают (особенно сексуально), с другой — в этой ортодоксальной стране женщины периодически ходят на митинги, водят автомобили и даже заглядывают в ночные клубы (последнее касается только женщин из правящей элиты, но все же).

Второй смысловой линией «Тирана» выступает тема семьи в целом (не важно, американской или арабской) — и в ней, возможно, его спасение. Пока вышло всего 4 серии и у «Тирана» есть шансы сгладить недостатки, если на смену довольно тупому насаждению мысли о том, что все в этом мире мечтают быть американцами, да не всем так везет, может прийти история о чем-то большем, что действительно объединяет людей разных религий и политических систем. Здесь и мог бы пригодиться фирменный психологизм Раффа в раскрытии характеров персонажей, который пока что погребен под однообразными идеологическими разборками и очень поверхностным изображением повседневной жизни в ближневосточных диктатурах.

Июл 25, 2014Алена Чурбанова
25-7-2014 ТВFX, Ближний Восток, диктатура, сериалы190
Фото аватара
Алена Чурбанова

Выпускница НГТУ имени Р.Е.Алексеева. Сферы интересов: проза, кино, психология.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Девицы в темницеМертвые души
  См. также  
 
Беды России и страхи либералов
 
Интервью с «‎Логикой прогресса»: «‎Будущее у социал-демократов в России есть!»
 
Великое всемирное социальное восстание 2019 года и Ближний Восток
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру