Сериал Orange is a new black («Оранжевый — хит сезона»), второй сезон которого выпустила этим летом американская компания Netflix, основан на воспоминаниях Пайпер Керман, образованной американки из среднего класса, волею судьбы проведшей чуть больше года в реальной американской тюрьме. Книжка Керман вышла в 2010 году и попала в список бестселлеров New-York Times, а премьера первого сезона сериала состоялась летом прошлого года. Сериал называют одним из самых оригинальных в США, он щедро расхвален критиками и зрителями, а благодаря последним даже приобрел статус самого популярного из запущенных Netflix проектов.
Успеху способствует ряд факторов: во-первых, нетривиальность и «незаезженность» темы, во-вторых, ее достаточно легкая и занимательно-интригующая подача, а также удачный кастинг и отличная работа актеров. Помимо нескольких переплетающихся линий криминального сюжета, своеобразного юмора и колоритных персонажей, красок проекту добавляет тема нетрадиционных сексуальных отношений, которая присутствует как в основной, так и в побочных сюжетных линиях.
Главная героиня — альтер эго Керман, Пайпер Чепман (Тейлор Шиллинг), попадает в тюрьму из-за участия в делах своей бывшей девушки-наркодилера Алекс (Лора Припон), которая, в свое время, и сдала ее властям. Масла в сюжетный огонь подливает то обстоятельство, что Пайпер и Алекс оказываются в итоге в одном и том же исправительном заведении. Из-за этого Пайпер в заключении приходится не только налаживать отношения с непростыми обитательницами тюрьмы, но и подвергнуть ревизии историю своего романа с Алекс и его нынешний статус (это при том, что перед отправкой за решетку бойфренд Ларри (Джейсон Биггс) делает Пайпер предложение).
Тюремное общество поделено на несколько этнических кланов, конкурирующих между собой. Глава столовой «наказывает» неугодных отказом в кормежке и потихоньку наводняет тюрьму контрабандными предметами, которые попадают на кухню вместе с продуктами. Каждая заключенная переживает собственную драму из прошлого, а также занимает свое место в динамичной иерархии тюремных отношений. Служащие тюрьмы также показаны объемно — это люди со своими грешками и страстями, что делает расположение и взаимосвязи персонажей в этой многофигурной композиции еще более запутанным и увлекательным.
Чем дальше, тем больше Пайпер вникает в происходящее вокруг и вливается в своеобразную жизнь замкнутого мира тюрьмы, существующего все больше согласно неписаным законам, привычкам и правилам. Окружающие люди, по большей части, становятся все менее пугающими и все более привычными, а мир за стенами (в лице родителей, бойфренда и подруги) выглядит все более непонимающим и отчужденным.
Первый сезон, в котором все ингредиенты идеально подобраны и взвешены, смотрится на одном дыхании, а вот второй к середине заметно «притормаживает», теряя былой запал и, в какой-то момент, исчерпывая прежние конфликты. Спасением становится появление новой героини по прозвищу Ви, которая претендует на лидерство в группе заключенных-афроамериканок, и организует собственный подпольный бизнес. Благодаря этому ходу напряжение вновь начинает нарастать, криминальная составляющая сюжета перевешивает комическую и любовную, а финал второго сезона, в итоге, выглядит весьма зловеще и захватывающе.
Если судить по всей строгости, то интонационным недостатком второго сезона становится какая-то порой излишняя комичность персонажей и ситуаций, кажущаяся назойливой и искусственной (все-таки речь идет о тюрьме, что в реальности, должно быть, не очень весело). Однако без этого элемента картина имела бы меньше шансов на популярность, как и без многочисленных «острых» гомоэротических моментов, количество которых, по сравнению с книгой Керман, заметно увеличено.
Предвкушать развитие событий в грядущем сезоне заставляет ряд зависших в воздухе линий — это, во-первых, отношения в треугольнике Пайпер-Алекс-Ларри, к которому весьма неожиданно присоединяется лучшая подруга Пайпер, а также смена тюремного начальства и продолжающаяся конкуренция разных кланов заключенных за неофициальные главенствующие позиции внутри тюремных стен.
Чтобы быть композиционно удачным, третий сезон, по идее, должен бы стать последним, потому что, несмотря на многочисленность персонажей и лабиринт небольших второстепенных сюжетов, слишком растягивать историю неразумно — это означало бы вновь создать «провисающие» в плане интриги и действия серии. Впрочем, коммерческие соображения тут, конечно, могут взять верх над творческими — у создателей популярного сериала вполне может возникнуть соблазн, что называется, «растянуть удовольствие»: финал второго сезона в этом смысле достаточно удачно оставляет Пайпер с половиной срока за плечами.