Пожалуй, одна из самых больших опасностей – это иллюзия. Например, кто-то придёт и все для нас исправит. Или что-то плохое может случится с кем угодно, но только не со мной… Меду тем, сама собой ситуация в Красноярске и не думает исправляться. Мы как дышали загрязнениями, так и дышим. А кто-то продолжает зарабатывать на нашем здоровье.
Красноярск всё больше сталкивается с проблемой экологии. За 2015 – 2017 были установлены «рекорды» по количеству дней неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), прозванных в народе «чёрным небом». Объявление президентом 2017 года Годом экологии помогло лишь в том смысле, что воздух чудесным образом становился чистым во время визитов Путина в город. Новый 2018 год Красноярск также отметил в смоге: цветки праздничных салютов с трудом пробивались сквозь смрад. А за три первых месяца уже достигнута треть предыдущего рекорда: 20 дней при «чёрном небе». Среди смога часто сложно разглядеть даже соседние дома. Ночью жители жалуются на химический запах. Альтернативные измерения показывают локальные превышения: например, по бензапирену – в 23 раза больше установленных предельно допустимых норм. Нетрудно догадаться о причинах лидерства Красноярска по приросту онкозаболеваний в стране.
Между тем, официально объявляется лишь о «небольших превышениях». Неполнота данных и путаность методик оценки состояния и загрязнения воздуха позволяет местным властям обвинять виновниками НМУ печки частного сектора и мелкие предприятия. Также оказываются «крайними» ТЭЦ и транспорт. Спору нет, плохо сбалансированная транспортная сеть заставляет автомобилистов стоять в многочасовых пробках, и если к этому добавить низкокачественное топливо (пробы снега около автомобильных трасс показали трёхкратное превышение ПДК по свинцу), то чистого воздуха это явно не добавляет. Достаточно посмотреть на трубы красноярских ТЭЦ, которые ближе к сумеркам начинают дымить по-чёрному как паровозы. Впрочем, КрасТЭЦ храбро дымит в любое время суток. И вот, общественному мнению обещают перевести ТЭЦ на газ и закрыть небольшие котельные. Возможно, это хороший шаг, хотя есть серьёзные опасения, что пережить сибирские морозы с оптимизированными мощностями без потерь может не получиться. При разговоре о загрязнении красноярского воздуха обычно «забывают» о трёх аспектах: КрАЗ, озеленение и высотная застройка.
КрАЗ – мировой лидер по производству алюминия (в 2017 произведено 1 080 000 тонн). Уникальность его в том, что завод не только расположен внутри города-миллионника и не входит даже в десятку крупных налогоплательщиков Красноярского края, но и в том, что он работает по технологии самообжигающихся анодов 1920-х гг., от которой уже отказались во всём мире, кроме России. Модернизация производства движется медленно. Имеется масса вопросов к способам и регулярности фактической очистки выбросов. КрАЗ – единственное предприятие в Красноярске, удостоенное сомнительной чести работать в режиме временно согласованных выбросов (ВСВ), продленном и в 2018 г. Режим ВСВ, подразумевающий узаконенную возможность превышать выбросы на 25% от максимально допустимого уровня, утвержден на федеральном уровне. Это лишает надзорные органы возможности контролировать деятельность алюминиевого гиганта на общих основаниях. Между тем, судя по официальным докладам, количество загрязнений неуклонно снижается, и к 2056 году из труб будут вылетать бабочки.
Озеленение Красноярска – боль нашего города. Генеральный план города не только не предусматривает создания новых зелёных зон, но и практически не защищает уже имеющиеся. За время выполнения пиар-проекта «Миллионному городу – миллион деревьев» фактическое количество деревьев сократилось, а для улучшения статистики пользовались изменением статуса лесных территорий. При норме 16 м2 зелёных насаждений на городского жителя, к 2013 г. мы имели 4 м2 на жителя, а к 2018, наверное, и того меньше. За 2017 год было высажено 3 000 деревьев и кустарников – более чем в 30 раз меньше против 1942 – 1943 гг., когда было высажено при 300 тыс. населения более 95 000 деревьев!
Высотками покрываются все места, где можно и где нельзя: строят на осыпающихся берегах, на берегах, грозящих обвалиться, строят на месте исторических памятников, скверов, площадей – везде, где можно эффективно инвестировать в «голые квадратные метры». Практически игнорируется создание социальной инфраструктуры. Под угрозой перегрузки коммунальные сети. Но наша песня не об этом. На сегодняшний день нет сбалансированного разумного плана развития города. В том числе, совершенно не учитывается продуваемость города. Пользуясь этим, застройщики возводят «крепостные стены» на пути господствующих ветров, чем ещё больше усугубляют экологическую обстановку Красноярска.
Наша задача – надавить на местные власти, с которых требуют проведения тихих, спокойных выборов с высокой явкой. Соответственно, «вынос мусора из избы» – наш шанс как-то повлиять на ситуацию. Один из способов – использовать своё право НЕ голосовать за президента и предложить другим воспользоваться своими правами.
Фото: life.ru