В воскресенье 28 июня 2009 года новостные ленты мировых информагентств оказались взорваны потоком сообщений о государственном перевороте в Гондурасе. Военные окружили президентский дворец и увезли главу государства в неизвестном направлении.
Не самая интересная публичная политика в России прекрасно заменяется очень интересной аппаратной. Давно уже понятно, что «сенсационные утечки» из Кремля оказываются «утками», зато действительно сенсационные назначения и отставки происходят неожиданно. Причем, можно кое в чем поспорить с теми, кто ищет в стилистике аппаратной политики 2000-х черты «византийщины» или «брежневского застоя». Напротив, в них просматриваются как раз черты постмодерна – назначения крайне оригинальны, вызывают огромный резонанс, а есть ли в них хоть какой-то смысл, остается гадать очень долго. Да и нужен ли этот смысл вообще?
19 мая 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании Комиссии по противодействию фальсификации истории. Ее появление сразу же вызвало бурю споров. Одни увидели в ней средство для борьбы с очернителями памяти героев войны. Другие – некую «историческую инквизицию», которая будет преследовать неугодных историков, как «фальсификаторов» и продавливать установленную сверху государственную идеологию.
12 июня – это вовсе не День независимости. Изначально этот праздник назывался «Днем принятия Декларации о государственном суверенитете», а с 2002 года получил более лаконичное название «День России». Тем не менее, до сих пор и в ходе кухонных посиделок, и на страницах некоторых СМИ продолжаются споры о том, от кого же независима наша страна, и сетования, что этот праздник не имеет особого смысла. Как ни парадоксально, участники этих споров кое в чем правы.
Если у вас есть «стеклянные бусины, старые и новые сломанные украшения, кружева, большие отрезы льняных тканей, и вообще большие отрезы ткани, и маленькие отрезы ткани, кружевные салфеточки, старые скатерти и вышивки, сломанные часы из которых можно вынуть винтики, черепа, бабушкины волосы, сухие насекомые» подарите их художнику Жене Антуфьеву. Если у вас умрет домашнее животное, если оно небольшое, положите в морозилку и напишите ему: antufev@rambler.ru
Вероятно, у каждого поколения есть свои борцы за свободу, свои бунтари, бросившие вызов непобедимой и нерушимой Системе, свои герои, павшие в этой борьбе. Век героя недолог, а место – вакантно и востребовано. Тем более что с некоторых пор борьба с Системой – занятие прибыльное. Как такое стало возможным? Трудно сказать. Современный капитализм – структура сложная, постоянно совершенствующаяся и быстро приспосабливающаяся к любым условиям. То, что борьба с Системой стала обязательным элементом современной массовой культуры, лишний раз доказывает тот факт, что абсолютно любая деятельность, включая терроризм и военные перевороты, может стать частью капиталистического обмена. С бунтарями больше не борются – им платят.
«Человек и кризис» - пожалуй, самая популярная тема в публицистике, телевизионных передачах и интернет-дискуссиях как минимум в последние полгода. Не отстают от масс-медиа и деятели общественных наук. Например, Институт социологии РАН совместно с российским представительством немецкого Фонда имени Фридриха Эберта провел исследование на тему: «Российская повседневность в условиях кризиса».
Мы уже привыкли думать об СССР, как о другой стране. Далекой, в чем-то пугающей, а в чем-то прекрасной стране из нашего прошлого. Советский Союз сегодня – неисчерпаемый источник разного рода мифов – мифов бытовых, мифов культурных и мифов политических. Странное дело, в нестабильные 90-е об СССР вспоминали разве что не желавшие мириться с переменами пенсионеры, которые обвиняли Ельцина в том, что он «развалил страну», да диссиденты, мыслями так и оставшиеся в прошлом и с каким-то, похожим на сексуальное, возбуждением вспоминавшие, как в далекие 60-е они боролись с коммунистическим режимом; вся же остальная страна, прозябая в нищете, грезила о прекрасном капиталистическом будущем, а о коммунистическом прошлом вспоминать не желала.
Фильму «Ангелы и демоны», снятому по мотивам романа Дэна Брауна, оказалось далеко до скандальности его «брата» – «Кода да Винчи». Однако и его появление тянет если и не на сенсацию, то на очень интересную новость. Ведь после просмотра картины создается впечатление, что скандальный писатель превратился из Савла в Павла, а служители католической церкви в его романах – из демонов в ангелов. За редким исключением.