Марк Цукерберг, гендиректор Фейсбука в прошлом году сказал в интервью CNN: «Система связи — это право человека». Если вас удивляет, что один из королей корпоративного Интернета повторяет лозунг тех интернет-активистов, которые выступают против такого рода компаний, — просто изучите контекст его слов. Ведь Цукерберг сказал эту фразу для того, чтобы таким образом высказаться в пользу новых принципов (и объяснить их) стратегии компании Фейсбук, которая (если будет успешно реализована) поставит всю систему интернет-связи под контроль его компании.
Называется она internet.org — и это не только реальный веб-сайт, но и целый конгломерат компаний и правительственных учреждений — с компанией Фейсбук во главе. Само название internet.org — уже позволяет нам взглянуть на цели компании Фейсбук.
Используя беспилотники, спутники и прочие технологии, Фейсбук желает соединить системой связи весь мир. Картина получается просто замечательная: спутники и беспилотники Фейсбука будут направлять все сигналы системы связи (типа WiFi) непосредственно в любую точку земного шара. Отныне у каждого человека будет доступ к Интернету.
На первый взгляд, вполне неплохая идея. Однако затем вы осознаете, что это отдаст всю систему связи во всем мире в руки одной компании и коалиции ее партнеров, которых она привлечет к реализации данного проекта. И, кстати, что же это за партнеры..? Вы готовы? А это будет, в том числе и Агентство Национальной Безопасности США.
Цукерберг напоминает нам, что это произойдет не в ближайшем будущем — это проект, как он говорит, «далекого будущего». Однако он не уточняет, насколько «удаленного». Реализация проекта такой системы связи — это, конечно, длительный процесс и, по мере, его реализации, различные части нашего мира будут постепенно «подключаться». По сути, компания Цукерберга уже инвестировала в проект миллиард долларов и, как заявляет он сам, будет постоянно инвестировать еще большие суммы.
Люди всего мира, по его словам, «будут использовать этот проект, чтобы определить, какое правительство они хотят; как в первый раз получить доступ к системе здравоохранения; как связаться с родственниками, которых они не видели уже много лет и которые проживают весьма далеко».
За год до этого заявление об аналогичном проекте прозвучало от компании Google. В нем в частности говорится о том, что компания намерена использовать аэростаты для того чтобы «принести Интернет в самые удаленные уголки мира». Google назвал свой проект «Project Loon». применение технологии дронов (используемых также, помимо всего прочего, для убийства тысяч человек ежегодно) для налаживания связи между представителями всего человечества — это, несомненно, прогрессивное явление, но тот факт, что система коммуникации человечества окажется преимущественно в руках одной компании — не может не вызывать серьезной обеспокоенности. Чтобы осознать саму угрозу и причины такого рода инициатив, необходимо сначала понять, что это есть ответ корпораций на одну вполне реальную проблему.
Если вы живете в США (либо в одной из так называемых «развитых стран»), то большинство из знакомых вам людей тем или иным образом подключены к Интернету. По факту, более 70% домохозяйств в США могут пользоваться Интернетом. В Канаде, большей части Европы, Японии или Китае — ситуация примерно такая же. Однако Африка — это совсем другое дело — там к Интернету имеют доступ лишь 7% населения. В Латинской Америке цифры варьируются — от 30% в Мексике до 60% в Бразилии (которая является одним из лидеров в этой области). В Венесуэле — 55%, а в большинстве прочих стран региона — менее 20%. За исключением Китая и Японии, во всей остальной Азии к Интернету подключены в среднем менее 20% населения (нередко там почти то же уровень, что и в Африке).
Вот, например, интерактивная карта с конкретными данными.
Суть проблемы очевидна — люди в таких местах не могут выходить на связь, а это подрывает сами заявленные цели Интернета, сокращая возможности сотрудничества и социального взаимодействия.
Истоки данной проблемы тоже очевидны. С одной стороны, недоразвитая инфраструктура не позволяет далее развивать технологии. Здесь сказывается отсутствие электричества или телефонной связи, что не способствует развитию Интернета. К тому же правительства многих из этих стран зачастую не считают развитие коммуникаций своим приоритетным направлением — нередко по вполне очевидным причинам, поскольку население, наладившее интернет-связь, часто свергает неугодные правительства. И, наконец, есть еще жесткая система контроля и ограничений, навязанная этим странам различными компаниями связи. Никто не собирается активно расширять Интернет в большей части нашего мира.
Да, для большинства из нас это, конечно, действительно проблема, но для компании Фейсбук это все же проблема несколько иного рода. Если для активистов и организаторов проблема заключается в сложностях с организацией акций, то Фейсбук рассматривает данную проблему сугубо в терминах рынка. Уже сейчас этот вездесущий гигант среди социальных сетей имеет около миллиарда подписчиков. Если вы до сих пор не считаете, что это настоящее «золотое дно», то подумайте тогда хотя бы о том, что лишь доля Цукерберга в Фейсбуке сейчас оценивается в 3 миллиарда долларов. Однако капиталисты никогда не сидят просто, пересчитывая денежки, как это делают различные мафиози, — капиталисты всегда ищут пути преумножения прибыли. Следовательно, если Фейсбук намерен увеличить свою базу пользователей, чтобы увеличить доходы от рекламы, то ему просто необходимо обратить внимание на весь остальной мир. А для этого ему необходимо сперва подключить эти части мира к Интернету.
Хотя цели [Фейсбука и активистов] в данном случае одни и те же, но мотивы — разные, что лишь подчеркивает расхождения относительно потенциально достижимых результатов. Если вы налаживаете инернет-связь для всего населения, и затем всё население зависит от нее, то уже сама ваша способность отключить эту связь наделяет вас фактически диктаторскими правами. Правительства некоторых стран в последнее время частично «обрубали» Интернет населению — в качестве метода политического контроля и подавления социальных движений. И активисты в таких случаях еще могли обойти все эти ограничения, используя иные линии коммуникации (или иные системы)… при условии, конечно, что они вообще могли иметь к ним доступ. Однако если одна компания сможет отключить доступ сразу для всех, то тогда такой возможности свободной коммуникации уже не останется.
Тем не менее, более серьезная проблема касается вопросов распространения контента. Согласно недавнему решению суда по делу нейтральности сети, компания-провайдер имеет право обеспечивать полный доступ к определенным сайтам и ограничивать доступ к другим. То есть сейчас они могут по закону фактически просто отказать в доступе пользователей к некоторому контенту. Если компания-провайдер контролирует доступ 10 миллионов пользователей (как, например, американская Comcast), то последствия — просто ужасны. Однако если компания контролирует доступ для нескольких миллиардов — то это уже будет просто катастрофа. Еще в большей степени настораживают партнеры Фейсбука. Что вообще Агентство Национальной Безопасности делает в этой коалиции, которая намерена «наладить связь для всего мира»? Фейсбук заявляет, что АНБ лишь занимается исследованиями в области использования спутниковых систем в целях расширения систем связи. Однако как это затем скажется на таких вещах, как приватность и наши права?
АНБ шпионит и без того за всеми, за кем только может. АНБ собирает все данные, которые сможет найти. Оно продемонстрировало, что совершенно не уважает ни права человека, ни конституционные ограничения. По сути, это преступная организация, а ведь, согласно данному плану, именно она будет контролировать доступ к Интернету для значительной части мира. Неужели все кошмары сбываются?
Многие «эксперты» и ученые мужи будут, конечно, призывать нас не поддаваться паранойе. Проект, дескать, еще не скоро будет реализован, хотя необходимая технология для этого уже доступна и в принципе проект может быть реализован за пару лет. Но нужно еще вести переговоры с другими странами и компаниями, а на это требуется много времени — именно об этом пишут некоторые колумнисты в рубриках, посвященных вопросам технологий.
Однако если у вас есть возможность, то и переговоры могут, по сути, свестись лишь к вопросу о цене: сколько нужно заплатить тому или иному правительству? В нашем технологическом мире такие вопросы решают деньги. Разве может правительство развивающейся страны, нуждающейся в средствах, отказать, когда ему предложат плату за пользование и возможность осуществлять базовый «контроль» над системой связи? Тем более что речь идет о налаживании системы связи для местного населения. Всё, что требуется от Фейсбука — это предоставить правительству право осуществлять базовый «контроль». Кроме того, поскольку программа будет реализовываться постепенно — Фейсбук сможет расставлять приоритеты, то есть считать одни регионы приоритетнее других на данном этапе. Можно только представить себе, какие проблемы за этим последуют. Хотя, в конце концов, важно не это. Мы стремимся так оформить свои права, чтобы в итоге была некая гарантия того, что сами решения, касающиеся этих прав, не принимались одним человеком или одной организацией. И если система связи действительно, как утверждает Цукерберг, является «правом человека», то ни он сам, ни его компания не в праве решать: кто из нас, как и когда ее достоин.
Альфредо Лопес
Источник: Counterpunch
Перевод: Дмитрий Колесник