Заигрывает ли Фейсбук с фашизмом? На такой вопрос, скорее всего, сложно сразу ответить однозначно — да или нет. Однако те, кто неоднократно сталкивался за последнее время с цензурой в Фейсбуке, склонны давать скорее утвердительный ответ. 9 января 2014 г. (после пяти лет работы) популярная страница Anarchist Memes была заблокирована администрацией. Эта страница нравится почти 90 000 пользователей и ежедневно на ней появлялись сотни комментариев. Таким образом, Anarchist Memes стала одной из наиболее популярных страниц радикальных левых. Несколько раз в день она постила феминистские, антирасистские, про-ЛГБТшные и антикапиталистические материалы. За годы существования страницы ее администраторы регулярно подвергались оскорблениям и троллингу, тем не менее, проявляли решимость и преданность делу создания безопасного и не-репрессивного виртуального мира. Расизм, мизогиния, цис-гетеросексизм, эйблизм, классизм, анти-исламские предрассудки и прочие формы фанатизма на странице не допускались. У страницы было много администраторов (следуя анархистским традициям кооперации), которые создали демократическую систему, позволяющую определить принципы, на основании которых можно удалять оскорбительные для других комментарии, при этом не прибегая к излишней цензуре. Вместе с тем они попытались создать подлинно не-иерархическое и безопасное для подписчиков пространство, что так редко встречается в современном Интернете.
Тем не менее, Фейсбук в целом ряде случаев демонстрирует свою нетерпимость к такому феминистскому, анти-расистскому, анти-цис-гетеронормативному виртуальному миру. Данную страницу уже не раз помечали как содержащую контент, «нарушающий» стандарты сообщества Фейсбук в соответствии с Заявлением о правах и обязанностях, которые являются скорее набором двусмысленных и неопределенных либеральных принципов. Фейсбук не утруждает себя конкретным и детальным прописыванием всех моральных норм, на которых эти принципы базируются. Фейсбук заявляет, что он против выражений, содержащих «насилие и угрозу», «оскорбления и унижения», «хейт-спич», против «графического контента», «обнаженной натуры и порнографии». На практике же оказывается, что компания Фейсбук выступает против лишь определенных форм насилия, оскорбления, «хейт-спича» и тому подобного.
Всего лишь пару месяцев назад возник целый ряд споров по поводу ничем не обоснованного отказа убрать фото, прославляющие насилие над женщинами. Сорайа Чемали тогда еще написала статью «Серьезная проблема с мизогинией в Фейсбуке», в которой отмечала, что Фейсбук ничего не имеет против страниц под названием «Я убиваю таких сук, как ты», «Домашнее насилие: не заставляй меня дважды тебе повторять», которые содержат массу фотографий избиваемых женщин. Эти личные страницы были заблокированы только после общественных дебатов, вызванных данной статьей. Однако и до сих пор в Фейсбуке есть множество женоненавистнических страниц. И еще более усугубляя ситуацию, Фейсбук набросился на тех, кто критикует такой подход к цензуре и начал блокировать администраторов феминистских страниц, которые загружали картинки, выражавшие протест против мизогинии этого сайта.
В качестве формы протеста была создана страница Rapebook, где объяснялось, что Фейсбук, оказывается, не имеет ничего против «коллекционирования фотографий обнаженных детей или графических изображений жертв любых форм насилия и инцидентов». После того, как в прессе была поднята шумиха по этому поводу, Фейсбук быстро удалил детское порно, однако оставил страницы, допускающие «откровенные сексуальные комментарии». Страница Rapebook стала постить информацию о контенте, который «поощряет хейт-спич по отношению к меньшинствам» или же «подает в качестве развлечения преступления — насилие или убийства». Однако и после этого Фейсбук отказался удалить данный контент, называя его «неоднозначным юмором».
И в то же время Фейсбук без всяких проблем бросается на то, что очевидно является феминистским активизмом. По словам администраторов страницы Rapebook, «Фейсбук оставляет фото, где женщина лежит на полу под лестницей, очевидно, получившая увечья, а подпись гласит: “Всё, больше не забеременеешь”». И в то же время Фейсбук удаляет фото, взятые из новостных лент, где женщина кормит грудью ребенка на марше протеста. При этом Фейсбук не только удаляет фото, но и временно банит всех админов, которые ее ставят». Администраторы же страниц, регулярно пропагандирующих насилие и угрозы, хейт-спич, оскорбления и унижения, натравили своих фанатов на админов Rapebook, и те стали получать угрозы и оскорбления в свой адрес. При этом Фейсбук не посчитал такого рода комментарии нарушающими его пресловутые «стандарты».
Rapebook заявил об окончании своей деятельности 5 апреля 2013 г. Месседж, размещенный на странице, гласил: «Rapebook достиг тех целей, которые изначально перед собой ставил. Он сумел продемонстрировать, что нормы и стандарты Фейсбука на самом деле не действуют. Всю остальную работу мы предоставляем Фейсбуку, который может либо реагировать, либо нет». К великому разочарованию всех тех, кто стремится к справедливости, Фейсбук в данном случае предпочел никак не реагировать.
Страница Anarchist Memes тоже стала одной из многих целей политических атак Фейсбука. И атаки компании на эту страницу являются замечательным примером применения двойных стандартов на практике. За последние годы Фейсбук удалял совершенно безобидные материалы и банил администраторов множество раз. За последние месяцы цензура особо усилилась, и несколько раз Фейсбук удалял весь контент страницы Anarchist Memes. В каждом случае мотивы компании можно назвать, в лучшем случае, неоправданными действиями, в худшем — проявлениями вопиющей реакционности.
В одном случае Anarchist Memes запостил картинку, на который член Ку-Клукс-Клана по неосторожности поджег сам себя вместо деревянного креста. Подпись гласит: «Ирония иногда бывает просто поразительной». Фейсбук удалил эту картинку как нарушающую стандарты сообщества.
Затем Фейсбук удалил другую картинку — портрет знаменитого украинского анархо-коммуниста Нестора Махно с текстом «Может быть ты и анти-расист, но стреляешь ли ты в антисемитов без предупреждения»?
Кто-то может сказать, что обе картинки были удалены по причине нарушения норм о «Насилии и угрозах». Однако ни одна из них не содержит угрозы (даже при самом диком воображении), но их можно посчитать содержащими элементы насилия, если достаточно вольно трактовать само определение этого понятия. Суть, конечно, заключается в том, что у Фейсбука не возникает проблем в других ситуациях — когда он, наоборот, произвольно сужает определение понятия «насилие», — в тех случаях, когда речь идет о садистских фотографиях, где насильник избивает своего партнера. Однако если речь заходит вдруг о насилии над расистами, дело принимает совсем иной оборот. Не странно ли это? Конечно, странно. И это лишь демонстрирует то, как в реальности действуют двойные стандарты.
И если первые две картинки, возможно, и нарушали нормы и стандарты Фейсбука, то в третьем и четвертом примере проявления цензуры к странице Anarchist Memes являются просто драконовскими мерами, граничащими с абсурдом.
Третий случай цензуры связан с публикацией Anarchist Memes картинки с надписью «У некоторых женщин есть пенис. Примите это»! Никакого насилия, никаких графических изображений (вообще никаких), никакой наготы или порнографии — просто текст, содержащий слово «пенис». Однако Фейсбук удалил картинку и забанил администраторов. Слишком уж большая трансфобия? Апологеты Фейсбука, вероятно, будут утверждать обратное. Однако те, кто документирует случаи проявлений трансфобии и гомофобии последних лет, прекрасно знают, что за Фейсбуком тянется длинный и мерзкий список тех случаев, когда он вполне допускал направленный против ЛГБТ хейт-спич.
В четвертом случае страница Anarchist Memes запостила комикс о том, как некоторые бабники, считающие себя «крутыми парнями», выглядят в глазах других. И тогда так называемые фанатичные «защитники прав мужчин» пришли просто в бешенство. И если в третьем случае Фейсбук, возможно, прицепился к слову «пенис», то в данном случае цензуру вряд ли можно как-то оправдать, особенно учитывая массу комментариев о сексуальном насилии, допускаемых на страницах разных фанатиков. То есть в данном случае цензура вообще никак не может быть оправдана.
В ответ на столь нелепую цензуру Anarchist Memes объявила «Феминистскую неделю», на которой материалов феминистского содержания должно было поститься больше, чем обычно. На аватарку поставили портрет знаменитой анархистки Эммы Гольдман, а логотип сменили с красно-черного (анархо-коммунистического и анархо-синдикалистского) на фиолетово-черный анархо-феминистский. И 9 января 2014 г. Фейсбук полностью закрыл страницу Anarchist Memes.
Администраторы страницы несколько раз требовали отменить решение, из последних сил пытаясь вернуть страницу, но шансов на это мало. Однако администраторы не сдались. Они активировали старую, заранее созданную копию страницы (подстраховались, поскольку сталкивались уже неоднократно с цензурой Фейсбука). И всего лишь за один день новая страница Anarchist Memes набрала более 2000 лайков. Это уже само по себе говорит о том, что странице удалось собрать вокруг себя сообщество убежденных активистов со всего мира — тех, кто решительно намерен бороться с угнетением во всех его формах.
Администратор Anarchist Memes составил по этому поводу следующее заявление:
«Расистские группы в Фейсбуке имеют свои страницы и им позволяют постить любые расистские материалы, а тем временем анти-капиталистические, феминистские, антирасистские группы постоянно подвергаются атакам со стороны так называемых «борцов за права мужчин», «анархо-капиталистов», расистов, националистов и фашистов, а Фейсбук в таких случаях мгновенно блокирует страницы. Я сам несколько раз подавал жалобы на страницы таких откровенных фанатиков и получал от Фейсбук ответ, что их контент не противоречит стандартам и нормам, а мне нужно еще раз прочитать правила и прекратить оскорбительный поток жалоб».
Мораль тут, стало быть, такова: вы можете постить фото, как мужчина избивает женщин, но вы не можете упомянуть о существовании некоего полового органа у трансгендера. Вы можете постить сколь угодно расистские материалы, но если вы критикуете навязчивых бабников, то вас тут же банят. Это Фейсбук. Он использует двусмысленность и неопределенность условий и стандартов так, как ему угодно. Он может вопить: «сцены насилия» или «нагота», когда ему просто не нравится некий контент. Но он позволяет те же сцены насилия и наготу, если сам не имеет ничего против них.
Если бы речь шла о каком-нибудь другом сайте, то это не было бы такой уж большой проблемой. В конце концов, корпоративные мейнстрим-медиа регулярно публикуют расистские, женоненавистнические, цис-гетеросексистские, эйблистские, классистские и анти-исламские материалы. Однако Фейсбук — особый случай, поскольку это весьма важный сайт в культурном, социальном и экономическом отношении.
В США многие (особенно те, на кого повлияло правое либертарианское движение) любят говорить в таких случаях: «Не нравится Фейсбук — не пользуйся». Обычно это те же люди, кто говорит: «Не нравится работа/начальник/окружение — просто уйди и открой свой маленький бизнес», — так, словно бы каждый может просто всё бросить и найти начальный капитал для своего бизнеса. Это также те же люди, которые говорят: «Если ты подвергаешься расистским или сексуальным оскорблениям в этом магазине — просто не ходи туда и покупай товары в другом», — как будто бы у человека всегда есть такая экономическая возможность. Те, кто живет в реальном мире, понимают, что жизнь никогда и ни при каких обстоятельствах не является настолько простой. Пользование Фейсбуком — не просто вопрос типа «хочешь — пользуйся, не хочешь — не пользуйся».
Фейсбук — это не только частная корпорация. Это еще и важный компонент современной народной культуры. Фейсбук — место проявления социальной активности значительной части населения современного мира. Согласно данным исследований пользования социальными сетями в США (на сентябрь 2013 г.), 71% взрослых американцев в Интернете пользуются именно Фейсбуком (среди несовершеннолетних этот процент еще выше). Для многих Фейсбук — уже необходимая форма социальной активности. Для тех, кто не желает стать социальным изгоем, Фейсбук уже своего рода необходимый ритуал, неотъемлемая часть современной глобальной социокультурной структуры. Для организаций, клубов, художников, музыкантов, писателей, фотографов, фанатов всех мастей это уникальная возможность рассказать что-либо всему миру или связаться с единомышленниками, разбросанными по всей планете.
И когда столь важная часть мировой человеческой культуры — фактически социальная медиа-платформа — приватизируется, монетизируется или находится в собственности частной компании, которую беспокоит в первую очередь отнюдь не создание безопасного, не-репрессивного окружения (в котором люди могли бы обмениваться опытом и идеями, не опасаясь при этом оскорблений и агрессивных выпадов), а всего лишь извлечение прибыли от всех форм социального взаимодействия, то это уже становится причиной для серьезного беспокойства.
Атаки Фейсбука на страницу Anarchist Memes продемонстрировали, что его нетерпимость касается не только мизогинии и нежелания убрать страницы, которые очевидно являются расистскими, фашистскими или цис-гетеросексистскими. Цензура со стороны Фейсбук носит именно политический характер.
В данном случае я не утверждаю, что Фейсбук избрал в качестве цели страницу Anarchist Memes именно потому, что она откровенно анархистская. И в то же время я считаю, что ошибочно было бы полностью это отрицать. В сознании большинства жителей стран Запада сам термин «анархия» до сих пор почему-то ассоциируется с хаосом и насилием. Само слово часто используется в качестве синонима слова «беспорядок». Однако у подлинного анархизма как раз достаточно долгая и славная история приверженности идеям социальной справедливости, равенства и освобождения. Идеологию анархизма поддерживали многие выдающиеся мыслители, политические деятели и организации: такие, например, как Петр Кропоткин, Ноам Хомский, Эмма Гольдман, Махно, Индустриальные Рабочие Мира, Революционная Каталония, «Свободные территории», автономная область Шимин, сапатисты, движение Абахлали басе Мджондоло и многие, многие другие.
Исторически анархистское движение восприняло интерсекциональный подход к проблеме угнетения намного раньше прочих радикальных левых движений, упорно критикуя цис-гетеронормативность, мизогинию и расизм в то время, когда некоторые старые марксистско-ленинские партии открыто дискриминировали своих членов за то, что те были евреями или за отказ подчиняться нормам гетеросексуальной и цис-гендерной бинарности, рассматривая гомосексуальность (и феминизм) как «буржуазное упадничество». К счастью, сегодня большинство радикальных левых (в том числе большинство марксистов-ленинцев) уже восприняли интерсекциональный подход к проблеме угнетения, однако первыми его восприняли все же анархистские организации. Многие сейчас также приняли изначально анархистские идеи организаций прямой демократии, горизонтализма, прямого действия и др. И многие из тех, кто не знает этой истории, не разобравшись в ситуации, могут встать на сторону Фейсбука в его реакционной критике страницы Anarchist Memes, машинально оправдывая всё исторически необоснованными мифами. Страница Anarchist Memes была виновна лишь в том, что ее админы изо всех сил старались бороться в сети против расизма, патриархальности, цис-гетеронормативности, которые господствуют в мейнстрим-дискурсе и культуре.
И, наконец, учитывая всё вышеизложенное, я хотел бы высказать одну важную мысль. Несмотря на то, что цензура в Фейсбуке носит политический характер, это еще не говорит о существовании некоего правого заговора с целью заткнуть рот левым. И важно в этом отношении не скатываться в какие-либо конспирологические теории. Проблема не в том, что компания Фейсбук принимает на работу в качестве модераторов расистов, женоненавистников или цис-гетеросексистов, чтобы они удаляли контент, который им покажется подозрительным. Фейсбук — это корпорация. И как все экономические институты, действующие в рамках капиталистической системы, корпорация верна лишь своим акционерам. Отстаивая интересы акционеров, она может принимать политические решения (и действительно принимает), однако окончательной целью ее является все же увеличение прибыли. Любое политическое решение обязательно должно служить делу увеличения прибыли. Поэтому Фейсбук и стал максимально применять политику аутсорсинга.
В статье The Telegraph в марте 2012 г. Темная сторона Facebook говорилось о том, что функции модераторов в Фейсбуке исполняют реальные люди, а не боты или алгоритмы, и эти реальные люди находятся, как правило, в странах так называемого «Третьего мира». Им мало платят, их перегружают работой и эксплуатируют. Им просто говорят выполнять определенный набор правил — и они делают, что им скажут.
Один из таких бывших работников рассказывал, что он часами сидел, отмечая картинки по темам «педофилия, некрофилия, обезглавливание, суицид». И он сказал, что бросил эту работу, поскольку просто стал опасаться за свое психическое здоровье. «Это просто унизительно, они просто эксплуатируют “Третий мир”», — сказал другой работник (21 год, марокканец). У этих модераторов, находящихся в Марокко, Турции и Индии, есть только три опции, когда они сталкиваются с помеченным контентом: «Удалить», «Игнорировать» или «Переслать высшей инстанции» (сотруднику Фейсбук в Калифорнии, который, при необходимости, доложит о данном контенте властям).
И проблема не в этих модераторах. Они-то как раз обычно не заражены правыми идеями и не стремятся заткнуть рот активистам по всему миру. В глобальной капиталистической экономике они, как и большинство из нас, просто такие же эксплуатируемые рабочие, они просто пытаются заработать себе на хлеб. Их нельзя винить за то, что они исполняют приказы начальства или за то, что они «пропускают» расистский, женоненавистнический или цис-гетеросексистский контент. А компания Фейсбук может попытаться переложить ответственность именно на них и обвинить во всем рядовых работников: ведь это, как показывает ряд расследований, весьма распространенная практика мощных корпораций. Проблема не в рядовых работниках, не в конкретных людях, работающих в данной корпорации. Проблема заключается в самой структуре. Проблема — в двойных стандартах сообщества Фейсбук. Проблема — в самом Фейсбуке.
Бен Нортон
(художник и активист)
Источник: Counterpunch
Перевод: Дмитрий Колесник