Facebook сегодня стал столь распространенным средством коммуникации, что отсутствие кого-либо в рядах его пользователей вызывает искреннее недоумение и даже подозрение. Нежелание регистрироваться на Facebook’е рассматривается как выражение некой категоричной позиции, которую приходится формулировать задним числом. Можно констатировать, что Facebook стал сущностно важной составляющей текущей технико-медиальной ситуации — и в этом смысле, он стоит описания, по крайней мере, в качестве симптома современного общества.
Мир Facebook’a базируется на двух основных концептах: френд и лайк (я, конечно, не буду говорить, что их далекими прообразами были любовь/привязанность и дружба и даже слово «симулякр» употреблять не буду).
Главное условие коммуникации в Facebook’е — наличие френдов. «Дружба» дает шанс присоединиться к миру «визави» — его постам, фотографиям, контактам. При этом сама по себе принадлежность к кругу френдов ничего не говорит об отношениях действующих лиц (их иерархии или близости) и часто не предполагает даже личного знакомства. «Друг», в сущности, становится тэгом и показателем того, на какую аудиторию распространяется символическое влияние того или иного пользователя. Френд является объектом коллекционирования: будучи один раз приобретенным, он уже никуда не денется (исключительные случаи — самый радикальный и драматический разрыв отношений или (еще более драматическое) удаление из Facebook’а). Количество друзей на Facebook’e — это наглядно воплощенный символический капитал Бурдье.Зафрендить — значит не просто установить контакт, проявить интерес, но и предъявить вашу «дружбу» в качестве социального капитала всем остальным френдам.
В основе взаимодействия френдов лежит лайк — принципиально новое чувство и отношение, порожденное Facebook’ом. Технологизация лайка — выражение отношения путем нажатия на кнопку — это, пожалуй, высшее достижение Facebook’а. Ощущение, что лайк прибыл из какой-то антиутопии и ближайший его родственник — пелевинский wow-фактор. Лайк — это универсальное выражение отношения, которое содержит в себе коннотации согласия, поддержки, расположения, одобрения, соучастия… выражает их все разом, но, вместе с тем, ни к чему не обязывает (в отличие от своего далекого прообраза) и, в сущности, ничего не значит. Лайк is лайк — всем понятно его содержание, дальнейших разъяснений не требуется, коммуникация обеспечивается простым нажатием кнопки. Пожалуй, лучший эквивалент ему- подростковое «прикольно!» как способ оценки. Лайк безличен и может равным образом относиться к посту, комментарию, человеку, месту и всем остальным объектам Fb-чного мира. Он не требует ответа и не поддается градации – большой, маленький, нежный, ироничный лайки не предусмотрены. Зато количество лайков уже имеет значение — служит критерием признания и популярности. Более того, ультра-гибкая и мега-универсальная система лайков служит, по сути, основой идентичности пользователей, отражая круг их предпочтений. В этом смысле, на смену (или в дополнение к) демонстративному потреблению приходит практика демонстративного лайка.
Facebook не просто транслирует определенную информацию, но и создает определенный образ (фейс) человека. Он формирует идеал человека/пользователя, который активен, коммуникабелен и всегда находится в курсе происходящего.
Личная страница на Facebook’е служит средством социализации и одновременно показателем коммуникабельности и внедренности в то или иное сообщество (вплоть до того, что в некоторых случаях при устройстве на работу уже просят предоставить ссылку на страницу в Facebook’е). Персональная страница стала биографическим нарративом нового поколения: timeline представляет собой то ли временную ось, то ли линию жизни, по которой можно проследить развитие (жизнь) пользователя с момента регистрации (второго рождения). При этом событием, опорной точкой биографического сюжета становится любое проявление активности в Fb-чной жизни: посты, фотографии, комменты, лайки и пр. Такое скопление информации о человеке со временем — для далеких следующих поколений, когда Facebook уже станет ретро — может превратиться в архив и служить уже обмену информацией между поколениями — трансмиссии, а не коммуникации.
С другой стороны, накопленная в Facebook’е информация специфична — это контент, которым человек делится со всеми френдами (одновременно родителями, начальниками, незнакомцами, которых видел раз в жизни и надеется больше не увидеть). Это информация, которую можно представить всем и которую можно разделить со всеми.
В этом смысле, Facebook, конечно, объединяет (что особенно ярко проявилось на примере с митингами). Во-первых, этому способствует лайк как основа этого мира (человек человеку френд, а френды друг друга лайк). Во-вторых, стандартизированная форма предъявления себя («биография») и многочисленные сервисы комментария, «расшаривания», оценки порождают ощущение, что пользователи Facebook’а составляют единое целое и занимаются одним общим делом по обмену информацией.
Facebook задействует (и одновременно продуцирует) общий для пользователей опыт и потому служит уже не просто каналом коммуникации и даже не просто матрицей смысла, но средой, котораяпорождает коммуникацию особого рода. Процесс сидения (зависания) в Facebook’е, по крайней мере, не менее (а может и более) важен, чем его содержание.
Facebook совмещает в себе культурные практики письма предшествующих эпох (полный набор эпистолярных жанров) с характеристиками новых медиа. Он предлагает целый спектр лаконичных и емких средств передачи информации. События дня, которые подробно описывались в дневниках и письмах, в Facebook’е фиксируются в фотографиях, анонсах о посещении мероприятий, check-in’ ах или кратких постах. Обмениваться информацией можно в ссылках, мнениями — в комментах, настроениями — в демотиваторах и т.п.
Facebook нацелен на то, чтобы преодолеть отчуждение человека и приобщить его к (виртуальной) жизни френдов. Он продуцирует ощущение нехватки событий в жизни и предлагает приобщаться к событиям жизни других и сделать их своими. Френд-лента создает иллюзию сгущения событий, в эпицентре которого находится читатель.
Тем самым Facebook придает потоку жизни второе измерение: мгновенное и разовое событие из реальной жизни пролонгируется и получает продолжение в Fb-чных обсуждениях, фотографиях, впечатлениях. Facebook, таким образом, структурирует и организует переживание жизни как насыщенной событиями, информацией, лайками.
Но есть и обратная тенденция: постепенно Facebook начинает поглощать и подчинять себе время реальной жизни. Отображение жизни в Facebook’е начинает превалировать над самой жизнью – каждая шутка воспринимается как потенциальный пост, каждое мероприятие — как потенциальная фотография, каждый новый знакомый — как потенциальный френд.
Facebook вызывает к жизни новые стратегии жизнетворчества: если романтики стремились построить свою биографию по законам искусства, то Fb-пользователи начинают выстраивать (и воспринимать) собственную жизнь через призму ее будущего отражения в сети.
Facebook, таким образом, представляет собой не просто медиум между человеком и сообществом — он становится медиумом между человеком и его жизнью.
Может быть, поэтому некоторые предпочитают не входить в число его пользователей.