Подошел к концу 5 сезон популярного сериала «Игра престолов». По сложившейся традиции, последние серии были особенно богаты на убийства, насилие и внезапные сюжетные повороты. Зрители смогли насладиться долгожданным унизительным падением Серсеи Ланнистер, посочувствовать неудачному браку Сансы Старк, несказанно удивиться смерти Станниса Баратеона, посетовать на невысокий интеллект Дейенерис Таргариен и в конце концов отпустить добрую порцию проклятий в адрес Джорджа Мартина, после того как Джон Сноу отдал богу душу в луже собственной крови. Иными словами, пятый сезон, начавшийся несколько скучно, закончился чрезвычайно увлекательно.
Съемки следующего сезона, а всего их ожидается семь, стартуют лишь в июле этого года, а значит, на экранах он появится очень нескоро. Как и прежде оказавшиеся в ситуации томительного нетерпения поклонники сериала обогащают дискуссии в сети своими размышлениями и прогнозами относительно того, что ждет их любимых героев дальше. Числу теорий нет конца и края. При желании можно даже отыскать статью, в которой дается попытка проанализировать мир «Игры престолов» с марксистских позиций и, разумеется, предсказать дальнейшее развитие сюжета.
Затея, безусловно, любопытная, особенно если учесть, что большая часть аналитических рецензий посвящена разбору надстройки (отношениям великих домов и профессионализму того или иного интригана), и гораздо меньше внимания уделяется базису, на котором все это держится. Эпизодов, где показана жизнь и настроения народа, не так уж много. Самый яркий — это, конечно, бунт в Королевской гавани (2 сезон 6 серия), когда оголодавшая толпа в буквальном смысле разрывает на части верховного септона и едва не повторяет эту процедуру с самим Джоффри. Голод вызван сокращением поставок продовольствия в столицу из-за войны. Войны, совершенно чуждой интересам большей части жителей Вестероса и навязанной им великими домами, грызущимися между собой за власть.
Это относится ко всем кланам, в том числе и к наиболее любимым зрителями Старкам. Простой пример: Болтоны, перехватившие власть над Севером у Старков, явно один из самых жестоких домов, у которого даже на знамени изображен человек со снятой кожей. Поневоле ожидаешь, что, сменив благородных Старков, они так закошмарят местное население, что оно поневоле восстанет. Однако нет. На это нет даже намека. Напротив, северяне достаточно лояльны к новым Хранителям, а врага видят скорее в Станнисе. Остается только гадать, насколько же плохой была крестьянская доля при Старках, если даже Болтоны не смогли ее разительно ухудшить.
Другой момент, который нельзя обойти вниманием, это появление так называемых «воробьев» — религиозно экзальтированной части населения во главе с Его Воробейшеством. В Средневековье социальный протест масс часто принимал форму религиозных ересей, и средневековый мир Мартина не стал исключением.
Объявленная «воробьями» война за нравственную чистоту и возвращение к соблюдению заветов Семерых, очень похожа на лозунги реально существовавших крестьян Европы, чьи восстания сопровождались призывами вернуться к подлинному, чистому, нестяжательному христианству.
Рискнем ли мы предсказать будущее движения «воробьев»? Да, пожалуй: при любом развитии сюжета дальнейшее существование этой силы в том виде, в котором она присутствует в сериале, невозможно. Либо «воробьев» сокрушит королевская власть, либо они сами постепенно станут частью системы, растеряв по дороге свой революционный потенциал, и перестанут угрожать сытой и распутной жизни правящего класса. Таков итог всех бунтарских ересей, и мир «Игры престолов» не станет исключением, если, конечно, Джордж Мартин останется верен своему правилу сохранять максимально допустимую в рамках фэнтези реалистичность сюжета.
Она же станет серьезным испытанием для авантюристки королевских кровей Дейенерис Таргариен, которая изо всех сил рядится в тогу защитницы простого люда, не утруждая себя даже попыткой понять, чем тот живет и чего хочет. Изначально судьба наделяет ее неплохими козырями. Ей достаются целый кхаласар (орда кочевников-варваров), драконы, армия кастратов-самураев Безупречных и несколько опытных воинов-советников, влюбленных в нее по уши. Этого, впрочем, оказывается недостаточно не только для завоевания Вестероса, но и для удержания под контролем одного лишь Миэрина.
Дейенерис освобождает рабов, но, кажется, потом совершенно забывает об этих людях. Ее явно не волнует ни то, чем они теперь должны жить, ни то, как вообще следует устроить судьбу общества, уклад которого она так легкомысленно разрушила.
Радикализм Дейенерис тает на протяжении всех последних сезонов и растворяется окончательно в тот момент, когда она отказывается устроить террор против бывших рабовладельцев, публично казнит бывшего раба, объявляет о браке с представителем класса угнетателей и в конце концов открывает Ямы (бои гладиаторов), поступив тем самым как все эксплуататоры во все времена — дает народу зрелища вместо хлеба.
В такой ситуации маловероятно было бы ждать скорого наступления войск Дейенерис на Вестерос, даже если бы в последней серии пятого сезона дракон не унес ее неизвестно куда. Возможно, для «освобожденных» ею людей и тех, кто еще не испытал такого счастья, это не самый плохой вариант.
Предвидя возражения поклонников этой похотливой блондинки, хотелось бы обратить внимание на один эпизод, который, кажется, ярче всего иллюстрирует всю антинародную сущность Дейенерис Таргариен. Ее брат Визерис, как известно, погиб, переусердствовав с требованием к кхалу Дрого, чтобы тот начал наступление на Вестерос. Дейенерис переняла у погибшего эстафету и смогла уговорить супруга-варвара начать кампанию по завоеванию Семи королевств. Для этого всадникам было нужно купить корабли. Деньги на это они решили раздобыть, напав на город Лхазар, захватив его жителей и продав их в рабство. Ситуация весьма живописно характеризует Дейенерис, которая постоянно заявляет о себе как об освободительнице рабов. Как и всем феодалам, вымышленным или реальным, ей глубоко безразличны беды народов, а интересна лишь власть. Именно поэтому она не может понять Мирри Маз Дуур, которая сведет в могилу ее любимого кхала и устроит выкидыш самой Дени.
Вот отрывок их беседы:
«Жеребец, который покроет весь мир, теперь не сожжет ни одного города. Его кхаласар не втопчет в пыль ни одной страны.
— Я заступилась за тебя, — сказала Дени. — Я спасла тебя.
— Спасла меня? — лхазарянка плюнула. — Трое всадников взяли меня, и не как мужчина берет женщину, а сзади, как пес поднимается на суку. Четвертый был во мне, когда ты ехала мимо. Когда же ты спасла меня? Я видела, как сгорел дом моего бога, в котором я исцелила несчетное множество добрых людей. Мой дом они тоже сожгли; я видела на улицах груды голов, а среди них голову пекаря, который пек мне хлеб, и голову мальчишки, которого я спасла от мертвоглазия две недели назад… я видела, как наездники гонят кнутами плачущих детей. Скажи мне еще раз, что ты спасла?
— Твою жизнь.
Мирри Маз Дуур жестоко расхохоталась:
— Погляди-ка на своего кхала и увидишь, чего стоит жизнь, когда ушло все остальное».
Необычный отрывок для книги в жанре фэнтези, который, как правило, романтизирует аристократию и превращает народ всего лишь в фон из безвольных статистов, на котором великие рыцари и благородные дамы предаются самому разнообразному свинству.
В словах Мирри Маз Дуур слышен голос именно людской массы, замученной, истерзанной бесконечными сварами спесивых лордов, сцепившихся за право насиловать и терзать простой народ. Именно эта повитуха, второстепенный персонаж, появившийся в сериале на короткий срок заслуживает гораздо больше сочувствия и внимания, нежели кто-либо из многочисленных лордов и леди, представленных в сериале.
«Игра престолов» тем временем продолжается, и играют в нее, как и прежде, костями простолюдинов.