В минувшем сентябре на американском телеканале Showtime стартовал новый сериал «Masters of Sex». Завлекательное название можно было бы передать на русском как «Мастера секса» если бы не, что называется, «непереводимая игра слов». В названии остроумно обыгрывается фамилия главного героя — врача и одного из первых исследователей сексуального поведения человека Уильяма Мастерса. Собственно, сериал — это художественное переложение вышедшей в 2009 году биографии Мастерса и его ассистентки, а позднее — жены Вирджинии Джонсон.
Перед нами весьма качественная и «вкусная» «period drama», для которой кропотливо был воссоздан антураж 50-х годов (здесь чудо как хороши костюмы и интерьеры). Даже — с большим трудом, вследствие щекотливости темы — были найдены и воспроизведены предметы сексуального обихода той эпохи.
Действие разворачивается в университетской клинике, где работает доктор Мастерс (Майкл Шин) и куда устраивается на работу мать двоих детей, бывшая певица Вирджиния Джонсон (Лиззи Каплан). Мастерс — преуспевающий акушер-гинеколог, специалист по женскому репродуктивному здоровью, однако его молодая жена никак не может забеременеть и проходит лечение в клинике, где работает ее муж. Тем временем активная и амбициозная Вирджиния обнаруживает, что доктор Мастерс тайком проводит странные и совершенно неприличные по тем временам исследования — фиксирует при помощи медицинских приборов реакции сексуального возбуждения у местных дам легкого поведения. Эти «подпольные» эксперименты, официальное одобрение которых безуспешно, в силу их скандальности, доктор пытается получить у ректора и ученого совета, он видит как дело всей жизни и новое слово в науке. С помощью своих наблюдений он надеется, во-первых, лучше понять природу человеческой сексуальности и изучить ее конкретные физиологические механизмы, а также разработать методы лечения распространенных сексуальных проблем.
Вскоре Вирджиния становится соратницей, точнее сказать, — сообщницей доктора в организации и проведении «неприличных» исследований, которым всячески пытаются помешать ректор, полиция, а также, периодически, сами испытуемые. Вскоре ряды «заговорщиков» расширятся и в небывалых «опытах» начнут принимать участие респектабельные обитатели университетского кампуса, а Мастерс и Джонсон в итоге создадут научный институт, который будет назван их именем, и попадут на обложку журнала Time. Но все это позже, а пока, в начале первого сезона, герои преодолевают препятствия на пути к грядущей славе.
Сериал, посвященный исследователям секса, естественно, не мог обойтись без откровенных сцен и откровенных диалогов. Однако тема хотя и раскрывается с не слишком привычной для нашей культуры откровенностью, обыграна изящно и с юмором, так что зрелище в целом не оставляет неприятного осадка. Если бы создатели «Masters of Sex» впали в занудство и серьезность, то кино получилось бы умным и интересным, но куда менее эффектным. Юмор же, периодически окрашивающийся в темные тона, помог сценаристам и режиссерам справиться со «скользкой» темой и обойти острые углы. Собственно эротичны редкие сцены, касающиеся, в основном, личной жизни Вирджинии и молодого коллеги Мастерса, с которым она крутит роман, тогда как остроумно сделанные «исследовательские» эпизоды, по большей части, откровенно уморительны.
Интересно обыгран контраст между профессиональной медицинской привычкой Мастерса к наблюдению человеческой физиологии и его неловкостью в спальне с собственной женой: создатели сериала ясно дают ощутить иной уровень стыдливости людей 50-х, их радикально отличающиеся от современных представления о приличном и неприличном в повседневной жизни. Тема сексуальности и ее табуирования становится поводом для страстных монологов Мастерса, обличающих лицемерие и невежество общества в отношении секса. Однако сериал, действие которого разворачивается в во всех отношениях переломную эпоху 50-х, освещает не только тему взаимоотношения полов. Авторам удается нашпиговать саркастично-сексуальное зрелище отсылками ко всем актуальным вопросам того времени: равноправию мужчины и женщины, гомосексуальности, расовой проблеме, зарождающемуся нарушителю общественного спокойствия рок-н-роллу и т.д.
Объемной картинки и красочной истории не получилось бы без галереи ярких второстепенных персонажей: первопроходцев сексуальных исследований — колоритных проституток, а также коллег Мастерса и Вирджинии по клинике. Основную сюжетную линию задают усилия неутомимой пары, несмотря ни на что, продолжить начатое дело, а также трудности, с которыми сталкивается специфический научный процесс. По ходу дела зрителю открываются перипетии личной жизни героев, а также, при помощи флэшбеков, события молодых лет жизни Уильяма Мастерса — времени начала его карьеры в университете. В русло основного сюжета вливаются ручейки подсюжетов каждой новой серии, связанные с событиями в клинике и борделе, который временно становится плацдармом научных изысканий упорного дуэта.
В иные моменты начинает казаться, что сериал слишком уж пытается понравиться публике, то и дело норовя рассмешить зрителя или же обаятельно заигрывая с ним своей демонстративной, обезоруживающей откровенностью. Просматривая первые эпизоды, с трудом веришь, что речь идет о людях, чьи научные труды действительно имели революционное и мировое значение, настолько порой игривы, нелепы и комичны декорации и мизансцены. Зато за счет всего вышеперечисленного зрителю обеспечены живость и легкость восприятия.
«Masters of Sex», конечно, далеко не «Доктор Хаус» и не «Секс в большом городе», однако свою преданную аудиторию сериал, представляющий собой странный, на первый взгляд, бутерброд из того и другого, несомненно, соберет. На текущий момент отзывы англоязычной критики весьма благожелательны; в общем, тут, действительно, почти не к чему придраться. Игра слаженного ведущего дуэта сразу производит благоприятное впечатление, кастинг во всех отношениях блестящий, камера периодически выстреливает остроумными планами, да и тема задана, так сказать, вечная и абсолютно беспроигрышная. А поскольку оттеняется она уже привычно любимой у мировой сериальной аудитории медицинской подсветкой и любовным мелодраматическим компонентом, а также вовремя всплывающими на поверхность таинственностями и загадками, интрига льется живо и цепляет в нужных местах. И хотя заглавные персонажи пока еще не успели до конца раскрыться, не возникает никаких сомнений в том, что в следующих сериях Каплан и Шин разыграются во всю. Остается только надеяться, что авторы сериала и дальше не утратят легкости и задора открывающих эпизодов и не потеряют за смешками наметки ранее обозначенных серьезных и интересных тем.