Американский сериал «Во все тяжкие» стартовал в 2008 году на кабельном канале AMC, также известном своими шоу «Безумцы», «Ходячие мертвецы» и «Ад на колесах». В воскресение, 29 сентября 2013 года, AMC показал последнюю серию пятого сезона и всего сериала целиком. При этом развитие сюжета «Во все тяжкие» изначально было запланировано авторами именно на данную продолжительность.
Последняя серия одного из важнейших драматических сериалов не разочаровала даже самых требовательных поклонников. Подобная ситуация практически невозможна для любого сериала. Это показывает, чем «Во все тяжкие» отличается от других сериалов-современников. В первую очередь, высочайшим профессионализмом всех участников работы над шоу, возглавляемых Гиллиганом, чей перфекционизм за 6 лет существования сериала успел войти в легенды. Главному создателю раз за разом приходилось настаивать на своих решениях, убеждать руководство канала, что именно его видение является единственно верным. И это второе ключевое отличие: у сериала есть четкая идея, цель, есть стержень в виде основного сюжета, который не менялся в зависимости от высоты рейтингов или мнений шоуранера. С первого сезона Гиллиган взял на себя огромную ответственность за все возможные успехи и провалы сериала и на протяжении шести лет не сдавал своих позиций.
Отправной точкой сюжета является пятидесятый день рождения школьного учителя химии Уолтера Уайта — типичного забитого и уставшего тихони, которому вдобавок приходится подрабатывать на автомойке, чтобы сводить концы с концами. Финансовое положение осложняется тем, что сын Уолтера болен детским церебральным параличом, а жена Скайлер ждет второго ребенка. На вечеринке по случаю дня рождения свояк Уолтера, массивной комплекции агент Отдела по борьбе с наркотиками, включает репортаж о проведенном им штурме лаборатории по производству метамфетамина. Уолтера поражает количество изъятых из мелкой лаборатории денег.
На следующий лень Уолтеру Уайту диагностируют рак легких, в лучшем случае ему остается жить пару лет. Понимая, что без него семья может совсем обнищать, Уолтер решает принять меры. Благодаря очередному рейду Хэнка он узнает, что его бывший ученик Джесси Пинкман является мелким производителем метамфетамина. С самого начала Джесси производит впечатление недалекого наркозависимого юноши, вечно принимающего неправильные решения. Уолтер предлагает Джесси сделку, согласно которой Уайт организует Пинкману новую лабораторию и использует свое знание химии, чтобы варить более качественный продукт, а молодой человек использует свои связи, чтобы продавать наркотик.
Дальнейшее развитие истории показывает, как преступный мир неизбежно затягивает любого новичка, рано или поздно ставя его перед выбором: убить или быть убитым. Трансформация Уайта происходит постепенно: он дает отпор хулиганам, смеющимся над его сыном, высказывает ненавистному боссу все, что накипело, начинает более уверенно вести себя в постели с женой и т.д. На свое первое убийство Уолтер решается несколько дней, но в итоге ему приходится задушить свою жертву уже в порядке самозащиты.
Идея персонажа и всего шоу пришла в голову Гиллигану после того, как он услышал историю о наркоторговце, который обустроил метамфетаминовую лабораторию в доме на колесах и таким образом скрывался от полиции. Лаборатория в доме на колесах стала фирменным знаком сериала. При этом завязку всей истории ее автор считает ужасной идеей для телевизионного шоу и удивлен, что сериал был одобрен и продержался в эфире больше двух сезонов.
Тем не менее, именно самобытность и, что намного важнее, самодостаточность выделили шоу из ряда конкурентов, начав новую веху в развитии телевизионного драматического сериала как серьезного и полноценного продукта, способного преподносить цельную и последовательную историю на уровне кино. Революционный сериал «Остаться в живых» к середине своего существования начал страдать от собственных размеров, структуры повествования и кризиса идей. Не менее значимый «Доктор Хаус» не имел последовательного сюжета от первой до последней серии, и использовал одинаковую систему развития действия практически для каждого эпизода. Финалы этих сериалов, как и многих других, разочаровали большое количество зрителей именно потому, что у каждого было собственное представление о завершении каждой из историй.
Авторы «Во все тяжкие», по сути, лишили зрителя власти над сериалом, дав понять, что ни рейтинги, ни письма фанатов, ни любой другой привычный рычаг давления не заставит Гиллигана изменить своей идее развития истории. Именно возможность аудитории влиять на жизнь сериала является одним из ключевых отличий последнего от кино. Таким образом, создатели «Во все тяжкие» приравняли телевизионного зрителя к зрителю кино, определив соответствующий уровень производства и восприятия своего шоу.
Изменения в личности Уолтера Уайта, произошедшие в результате появления у главного героя двойной жизни, визуализированы в сериале через смену имиджа протагониста. Уайт бреется налысо, принимая свой рак, он соглашается на химиотерапию. Жизнь Уайта заиграла новыми красками именно после объявления врачами смертного приговора. Он оказался в новом мире, где его уважают, слушают, боятся. Он берет себе псевдоним Хайзенберг. С этого момента криминальное альтер-эго начинает брать верх над личностью тихони Уолтера Уайта.
На главную роль был выбрал актер, известный в основном по своей роли в ситкоме начала нулевых «Малкольм в центре внимания» — Брайан Крэнстон. Гиллиган заметил его еще в начале 90-х, когда они вместе работали над эпизодом шоу «Секретные материалы». Начиная писать сценарий «Во все тяжкие» исполнителем главной роли автор представлял именно Крэнстона. Вместе со своим персонажем актер начал зарабатывать заслуженные популярность и уважение, став один из самых узнаваемых и заслуженных артистов современности. Насколько превосходно написан персонаж Уолтера Уайта, настолько же великолепно его воплотил Крэнстон. Будучи общительным и миролюбивым человеком в жизни, актер сумел изобразить все грани одиночества, ярости, отчаяния, гордыни и жадности Уолтера Уайта.
Роль Джесси Пинкмана исполнил актер-самоучка Аарон Пол. Метаморфозы личности Джесси напрямую зависят от метаморфоз личности Уайта, желающего полностью контролировать Пинкмана. В начале сериала они, каждый по-своему, выглядят нелепыми авантюристами в мире наркоторговли. Их совместная работа, приводящая к необходимости решения совместных проблем, перерастает в дружбу, и отношение Уайта к Пинкману в какой-то момент начинает даже казаться отеческим, пока не становится ясно, что деньги и жажда власти оказываются для Хайзенберга важнее любых человеческих отношений. Вообще, истинная суть сложных и противоречивых отношений Уолтера и Джесси так и остается загадкой шоу даже после финальной серии.
Хайзенберг поднимается по криминальной лестнице, избавляясь от несмышленых конкурентов, пока не сталкивается с целой империей по производству и распространению метамфетамина и ее создателем Густаво Фрингом, блестяще сыгранным Джанкарло Эспозито. Гус Фринг не просто становится достойным соперником Уолта, но оказывается сдержаннее и умнее главного героя в ряде ситуаций. Осознание этого не дает Уайту покоя. К моменту работы на Гуса заработок Уолтера и Джесси исчисляется уже в миллионах, но жадность и гордыня Уайта, его раздутое эго, не дают ему покоя. Хайзенберг решает любым способом отнять у Гуса его империю.
Уайт последовательно разрушает личную жизнь Джесси, оставаясь единственным человеком, к которому тот может обратиться за поддержкой. В эмоциональном Пинкмане нет той социопатии, которая свойственна Уолту, поэтому в какой-то момент у Джесси начинаются регулярные нервные срывы, прогрессирует наркотикозависимость. Хайзенберг начинает манипулировать сломленным Джесси, превращая того в, по сути, личного киллера. Осознание своей роли убийцы неугодных Уайту людей делает Пинкмана еще более отстраненным и психически измученным. Незрелый Джесси всего за год ведения дел с Уайтом превращается во взрослого мужчину с изуродованной психикой, который уже не мечтает о быстром преступном заработке. Джесси хочет завести семью. Он отказывается от преступно заработанных миллионов. Он мечтает о законной работе.
Понятно, что для самого Хайзенберга психозы Джесси — это, в основном, производственная помеха. В этом месте сериала Джесси начинает четко осознавать, что роль криминального гения Хайзенберга полностью захватила Уолтера Уайта и обратного пути уже нет.
Поскольку ради уничтожения Гуса Фринга и его империи Уайт принимает ряд непродуманных решений, его свояк из ОБН Хэнк подбирается очень близко к выяснению личности загадочного Хайзенберга. Это расследование регулярно ставит под угрозу жизнь Хэнка, чей образ трансформируется из комичного местного представителя правоохранительных органов, гоняющегося за мелкой рыбешкой наркобизнеса, в серьезную фигуру в ОБН и главную угрозу для любых наркодельцов, в частности, самого Уайта. В это время монстр Хайзенберг упивается ощущением собственной безнаказанности, обсуждая со свояком его работу.
К концу четвертого сезона зрители по всему миру поняли, что речь больше не идет о семье. Что образ Уолтера Уайта, умирающего от рака семьянина, готового пойти на преступление ради обеспечения семьи, превратился в камуфляж для монстра Хайзенберга. Этот монстр здоров, полон сил и амбиций, его питают жадность и желание отомстить всему миру за то, что он так долго был заточен в тихом, трусливом и неприметном Уайте.
Винс Гиллиган неоднократно заявлял в интервью, что для сценаристов было очень важно сохранить динамику развития персонажа такой, чтобы моральное падение Уолтера Уайта проходило постепенно. Чтобы внутренний монстр забитого интеллигента набирался сил и подчинял себе его личность естественно, почти незаметно, как для зрителя, так и для самого Уайта. Поворотным моментом сериала его создатель считает четвертый эпизод первого сезона, когда Уолтер встречается с бывшими коллегами, с которыми он когда-то основал компанию, ставшую мультимиллонной. Уайт оказался не у дел еще до успеха корпорации. Они предлагают ему деньги, которые обеспечат семью Уайтов, оплатят ему лечение, и все финансовые проблемы Уолта могут быть решены, если он согласится. К концу эпизода, Уолтер, совсем недавно решивший начать отстаивать свое достоинство, отказался от предложения из чувства гордости. В этот момент появился пока еще безымянный Хайзенберг.
Хайзенберг боится. Боится потерять деньги, боится быть пойманным, боится умереть. Страх играет очень важную роль в образе главного героя. Когда Хайзенберг боится, то начинает принимать поспешные решения по убийству тех или иных людей, которых ему не удается контролировать интеллектуально. Не просто жадность и гордыня привели Уолтера Уайта, в итоге, к событиям финала, но и страх. Паника, моментами охватывающая Хайзенберга, это моменты просветления, когда Уолтер Уайт осознает, насколько далеко он зашел.
Пятый сезон оказался поделен на две части, что сильно огорчило фанатов шоу, которое никогда не любило промедления, продолжая повествование каждого следующего сезона с момента, на котором остановился предыдущий. Первые 7 эпизодов сезона начали транслироваться летом 2012 года, оставшиеся 9 — летом 2013. Все события 5 сезона, который был заранее объявлен последним, демонстрируют неизбежность приближающегося конца для Уолтера Уайта и его дела. Рак вышел из стадии ремиссии, именно тогда, к слову, когда Уолтер решил выйти из дела и покончить с Хайзенбергом, Хэнк узнал правду о Уолте, сам Уолт связался с группой неуправляемых нацистов. Серия неправильных решений привела к смерти большого числа людей.
Пожалуй, главный страх Уолтера — оказаться все тем же трусливым и незаметным слабаком, каким он был всю жизнь. Упустить шанс заработать состояние, как он уже сделал это однажды. Страх того, что старый Уолтер Уайт — настоящий Уолтер Уайт, от которого не избавиться, который все еще сидит в могущественном Хайзенберге где-то очень глубоко. В момент убийства Хэнка два мира, в которых жил Уолтер сталкиваются, показная беспомощность оказывается реальной. Уайт не смог предотвратить смерть свояка так же, как не может предотвратить свою, он потерял контроль над Джесси, над Солом Гудманом, его метод изготовления метамфетамина раскрыт, и в нем больше нет нужды как в варщике. Две личности Уолта соединяются в одну. Он, наконец, осознает, до чего довел собственную семью, ради благополучия которой все начиналось. Он признает свои эгоизм и жадность. Уолтер Уайт, бывший школьный учитель, семьянин и неудачник — криминальный гений.
Уолтер Уайт возвращается в город, чтобы убить всех, кто может навредить его семье, когда он сам умрет. Он подготовился к беспощадной последней в жизни мести. Финальный эпизод является кульминацией не только самой истории, но и всей проделанной работы, мастерства команды, создававшей шоу на протяжении шести лет. Сценарий позволяет актерам, в последний раз играющим свои роли, выдать блестящий результат. Брайану Крэнстону за час удается показать все нюансы своего персонажа, и даже найти новые в переосмыслившем свою жизнь Уолтере. Съемочная команда вместе с актерам каждую секунду контролирует эмоции зрителя, не раз заставляя его испытать противоположные чувства за несколько последовательных моментов.
Винс Гиллиган создал поистине великое шоу и блестяще воплотил его в жизнь от первой до последней серии. «Во все тяжкие» работал как отлаженный часовой механизм, где каждая мелочь имеет функциональное значение, зависит от соседствующих элементов, которыми приводится в движение, чтобы передать это движение дальше. Гиллиган создал настолько высококачественный продукт, что после финальных титров наступает тишина. Звенящая тишина пред взрывом оваций. С теми, кто все видел, не о чем спорить и нечего представлять, все исполнено идеально именно тогда, когда надо. Тем же, кто не видел шоу полностью, невозможно передать все нюансы, короткие мгновения, которые делают «Во все тяжкие» вершиной драматургии. Но, самое главное, невозможно передать эмоции, которые годами пробуждало в зрителях шоу, посвященное хрупкому соотношению добра и зла в человеке, нарушить которое ежедневно боится каждый из нас.