В ночь с 23 на 24 мая зрители российского «Первого канала» смогли посмотреть фильм «Класс». Эту кинокартину режиссера Лорана Конте, во французском прокате известную под названием «Между стен» («Entre les murs»), обычно сравнивают с российским сериалом «Школа». Фабула обоих фильмов действительно похожа – учителя пытаются «справиться» с проблемным классом, состоящим из детей-подростков. Однако это – только на первый взгляд.
Во-первых, проблемы у героев двух фильмов – разные. Большая часть учеников из французского «Класса» – дети мигрантов (чернокожих африканцев, арабов, китайцев). Родители некоторых из них вообще не знают французского языка. У родственников других проблемы с миграционной службой. Третьим собственные родители грозят высылкой назад на историческую родину «в воспитательных целях» (это действительно практикуется в семьях проживающих во Франции мигрантов). Четвертые живут в такой бедности, что им не до уроков. Таким образом, «Класс» – это фильм о социальных проблемах. Причем, именно социальных, а не межнациональных. Тема трений между приезжими и коренными французами авторы фильма практически не касаются. Если кто-то из его героев и конфликтует на национальной почве, то это вовсе не французы и, например, китайцы, а араб-марокканец и чернокожий уроженец Мали – и то в эпизоде.
Спектр социальных проблем, затрагиваемый «Школой», даже шире. Тут и превращение ученика Исаева из неблагополучной семьи в наци-скинхеда, и конфликт на национальной почве в классе, и сложное социальное положение некоторых учеников. Беда в том, что для зрителя все эти проблемы оказываются на втором плане. Почему – будет сказано ниже.
Во-вторых, образ учителя в «Классе» нарисован куда более светлыми красками, чем в «Школе». Педагоги во французском фильме, конечно, могут срываться и делать неоднозначные поступки. Например, когда главный герой, учитель Франсуа, пишет докладную на своего ученика Сулеймана, его предупреждают, что после отчисления из этой школы, в другую подросток просто не попадет. Отец, скорее всего, отправит подростка его в африканскую страну Мали, откуда сам родом. Зритель так и не узнает, что в итоге стало с Сулейманом после отчисления. Но чувство, что шаг учителя стал для парня роковым, у него наверняка сохранится. И все же мы видим, что Франсуа делом своим болеет и судьба учеников для него – не пустой звук. Учителя из «Класса» – это положительные герои в непростых обстоятельствах. С ними можно соглашаться или наоборот сомневаться в их решениях, но не проникнутся к ним уважением трудно.
С педагогами в «Школе» – совсем другая картина. То, что в сериале Гай-Германики вовсе нет положительных персонажей-учителей, конечно, неправда. Вот Валентина Харитоновна – просто кандидат на доску почета. Честна (несмотря на сложное материальное положение, отказалась от большой взятки), добра к ученикам, принципиальна – и при этом может решать весьма сложные вопросы, когда становится директором. И все же педколлектив из «Школы» правда больше напоминает паноптикум. Географ, ради решения личных проблем пытающийся сделать из своего ученика нациста, и приходящий в ужас, когда сталкивается с настоящими наци-скинхедами. Химик, постоянно ищущий в сети фото голых девочек-подростков и испытывающий к своей ученице явно не педагогическое влечение. Милая, но глуповатая «физичка». Карикатурная учительница начальных классов и столь же комичный историк. Кому-то из них можно даже сочувствовать, но уважать трудно.
В-третьих, сами ученики. Школьники из «Класса», конечно, трудный контингент. Открыто спорят с учителем, а упомянутый выше Сулейман и вовсе разговаривает с Франсуа на ты, в конце концов вовсе переходя на оскорбления. Но все же среди героев-учеников нельзя выделить ни одного отрицательного персонажа.
Интересно, что своего учителя Франсуа школьники, в основном, уважают. Они иногда конфликтуют с педагогом – но это не борьба чужих друг другу людей. Вспомним хотя бы размышления его ученицы, африканки Кхумбы, в духе «Вы же хороший человек и я Вас уважаю – почему же Вы поступаете несправедливо».
Между учениками и учителями в «Школе» – настоящая пропасть холода и непонимания, просто Северный Ледовитый океан. Это два разных лагеря, которым, кажется, вместе никогда не сойтись.
«Класс» и «Школу», принято, сравнивать -обычно не в пользу работы Гай-Германики. Между ними действительно есть разница – причем не только в исполнении, но и в содержании. Однако причина этой разницы, кажется, весьма проста. Фильм «Класс» снят с точки зрения учителя. Собственно, автор сценария и исполнитель главной роли Франсуа Бегодо и правда работал учителем литературы в одной из парижских школ. Именно поэтому педагоги у него – сплошь положительные персонажи, но и дети не очерчены черными красками. Все-таки, взрослые (в том числе, и основательно забыв собственное детство) обычно все же верят, что «дети не могут быть злыми».
«Школа» же – это взгляд ученика. Причем, скорее, ученика-изгоя, чужого и среди ровесников, и среди взрослых. Для него действительно и одноклассники – «козлы», и учителя – «идиоты».
«Глаза школьника» действительно могут увидеть то, что взрослый не заметит – поэтому и круг проблем, затронутых в «Школе», шире, чем в «Классе». «Школу» часто называют злобным пасквилем на российских детей и образование. Между тем, ничего экстраординарного, свидетелями чего не были учителя и ученики многих обычных российских школ, в фильме не происходит. 14-летние ученики не особо уважают старших (включая учителей), легко относятся к смерти (особенно – к чужой), сексуально озабоченны и предпочитают выяснять отношения при помощи драки (причем, не только с ровесниками). На уроках часто царит настоящая анархия. Что же здесь неправдоподобного? В разных школах, конечно, ситуация разная, но вряд ли кто-то заявит всерьез, что такого быть не может. В этом смысле полезно хотя бы несколько серий «Школы» посмотреть людям, которые еще верят, что после всех прошедших реформ образования и весьма бурной эпохи 90-х, заставивших авторитет профессии учителя опуститься «ниже плинтуса», российская школа – это пастораль, а подростки, выросшие в такой атмосфере – все сплошь «образцовые пионеры» или ангелы с белыми крылами.
Проблема «Школы», однако в другом. Сюжет, как уже было сказано выше, показан глазами школьника. Но и в центре внимания оказывается именно то, что прежде всего замечают подростки – почему учительница литературы все время жует, как глупо у физички накрашены губы и какого размера грудь у одноклассницы. В «Классе», может быть, показано даже меньше школьных проблем – но все они видны зрителю. В «Школе» этих проблем показано даже больше – но за «жующими училками» зритель их просто не замечает. Авторы «Школы» не пожалели черных красок, чтобы нарисовать злую карикатуру, но убили в фильме глубину, которая там вполне могла бы быть.
На этом можно было бы и закончить, но есть одна деталь, о которой не сказать никак нельзя. Состояние школы и молодежи – это один из главных барометров самочувствия общества и государства (возможно, поэтому из-за сериала так всполошились чиновники разных уровней). В связи с этим обратим внимание на один эпизод. Когда под угрозой оказывается судьба одного из одноклассников, все школьники из «Класса» проявляют солидарность – независимо от цвета кожи и прошлых конфликтов. Даже девочка Кхумба, которой Сулейман случайно разбил бровь портфелем, забывает свои прошлые обиды. Солидарность школьников даже приносит кое-какие плоды – они едва не отговаривают Франсуа от подачи докладной против одноклассника. Да и Дисциплинарный Совет, решающий участь парня, благодаря их действиям не сразу принимает однозначное решение. У персонажей «Школы» конфликтных ситуаций намного больше. Однако чтобы травить кого-то из наименее приятных одноклассников, они объединиться, пусть с горем пополам, еще способны. А вот, чтобы защитить себя и свои права – никак. Что ни говори – а очень часто это напоминает и реальное взрослое российское общество.