Празднование 65-летия Победы в России оказалось очень впечатляющим «в реале», но довольно блеклым в медиапространстве. В Москве годовщина отмечалась с небывалым размахом – начиная с парада на Красной площади, в котором приняли участие контингенты из республик бывшего СССР и стран-союзниц и заканчивая грандиозным салютом. А вот в мире СМИ и интернета все было более чем блекло. В дискуссиях на радио и в блогах либералы сонно доказывали, что праздновать День Победы в давней войне не комильфо и прочили 9 мая участь подзабытой ныне победы над Наполеоном. Часть национал-патриотов столь же сонно повторяла, что в российской истории были и другие победы, штурм Грозного ничуть не хуже взятия Берлина, и, вообще, за ношение георгиевских ленточек без наличия соответствующего ордена при царе-батюшке нещадно пороли самодержавия и народности ради.
Телевизионная программа тоже особыми сюрпризами не отличалась. Федеральные телеканалы в День Победы показывали зрителям либо официальные мероприятия (трансляцию парада Победы или праздничных концертов), либо советскую киноклассику. Каналы децеметровые также традиционно отошли от тематики праздника, предложив зрителям обычную программу выходного дня. ТНТ, например, посвятил чуть ли не весь день 9 мая показу эпопеи о трудном пути к победе… ситхов над джедаями, пустив подряд четыре первых эпизода «Звездных войн».
Обычно столь любимый в либеральной среде вопрос есть ли будущее у Дня Победы пытаются решить, ответив на другой – как заинтересовать молодежь историей Великой отечественной войны?
В сфере телевидения и кино до сих пор привлечь внимание молодежи к памяти о войне пытались двумя способами.К первым из них часто относили выход в цвете старых советских фильмов, рассуждая о том, что Штирлиц сегодня стал ближе и к рядовому студенту, и к простому менеджеру. Правда, оцветненные фильмы привлекали внимание скорее не неофитов, а старых поклонников. Одной части из них просто было любопытно увидеть старых героев в новом цвете, а другой очень хотелось заняться любимым видом спорта и порассуждать о том, что современный кинематограф даже советскую классику загубил. В этом году новых-старых фильмов в цвете, вроде бы, не ожидалось, хотя «Первый канал» продемонстрировал цветной вариант кинокартины «В бой идут одни старики».
Другой способ – заставить наших молодых современников почувствовать «эхо прошедшей войны» на собственной шкуре. Ну, не всех конечно, а только героев фильмов, которые волею судьбы (точнее исполняющих ее обязанности режиссера со сценаристом) оказываются в окопах Второй мировой. Идея хоть и не оригинальная, но вполне действенная. Вот только ее воплощение в жизнь часто подводит. И если к самому известному российскому фильму с таким сюжетом, «Мы из будущего-1», были лишь отдельные вопросы, то к его сиквелу таких вопросов набралась уже целая стопка.
9 мая этого года выяснилось, что неплохому в общем-то сюжетному ходу снова не повезло с реализацией – на этот раз в свежем (2010 года выпуска) фильме «Туман», который в праздничный день могли видеть зрители «Первого канала». Аналогии с «Мы из будущего» в фильме действительно просматриваются. Например, повелось в российской кинотрадиции, что в эпоху Великой Отечественной персонажей «ссылают» за какой-нибудь проступок. Вот герои «Мы из будущего» непатриотичны были, память о Войне не уважали, а один из них и вовсе в наци-скинхеды подался. За то им и наказание – в окопы под окруженный Ленинград отправляться и там перековываться.
Авторам «Тумана», по логике вещей, нужно было бы какой-то новый убедительный проступок для своих героев придумать. Однако они решили туману не напускать и в дебри фантазии не уходить. В итоге, наказание по тяжести явно превосходит преступление. За то, что трое современных российских солдат во время марш-броска поймали автобус и попросили доставить их в родную часть, на следующий день все их отделение во главе с лейтенантом отправляется в прошлое. Пояснение, что в автобусе ехали ветераны, которые из-за этого «на 10 минут опоздали на праздник» (так в фильме), тоже звучит малоубедительно. Остается ожидать, что скоро волею сценаристов в воспитательных целях в 1941 год будут отправляться студенты, прогулявшие пару, старшеклассники, не выучившие урок, а также все эмо, готы и панки вместе взятые.
Дальше сценаристы, видимо, решили, что негоже тратить время на создание новых сюжетных ходов, когда есть классика, и стали воплощать в жизнь историю про «10 негритят». То есть солдат – наших современников – в фильме и правда 10, однако усилиями немцев их с каждым кадром остается все меньше. Немцы в фильме тоже какие-то странные. Те, что появляются в первых кадрах по типажу – просто мужики, что каждый вечер во дворе с горячительными напитками поговорить «за жизнь» собираются. Уничтожают все живое в деревне, но, поймав одного из «путешественников во времени» и поняв, что он знает немецкий, на радостях надевают на него фуражку и угощают горячительными напитками. Зритель может подумать, что фрицы нашли в бедняге кандидата в полицаи или какие-нибудь сельские старосты. Но нет – захватчики уезжают восвояси, бросая пьяного парня в опустевшей деревне. Загадочная немецкая душа. В другом эпизоде двое немцев каждый день ездят в какую-то глушь за самогоном, а от неуклюжих действий старого деда, предоставляющего им сей напиток, но чуть очередную бутыль не разбивающего, приходят в неописуемую ярость. И правда – какой же немец позволит разбиться целой бутыли самогона?
Наши современники, попав в 1941-й, тоже ведут себя странно. Даже поняв, что они не на съемках фильма, а действительно в прошлом, они то и дело пытаются брататься с немцами. То пытаясь им на русском языке объяснить, что зря те так плохо себя ведут и что они сами потом об этом жалеть будут. То собираясь с ними в футбол сыграть. Результат, конечно же, выходит плачевный. Смотреть на все это с каждой минутой становится все грустнее, так как фильм все больше напоминает какую-то галлюцинацию. Вот тут как раз и выясняется, что это и была галлюцинация, навеянная болотным туманом. А наши герои на самом деле живы, здоровы и бодро отправляются поздравлять ветеранов.
К чему было так подробно рассказывать сюжет данного фильма? Ну, все-таки есть надежда, что если зрителей он навел на грустные мысли (о нашем кинематографе), то хоть читателей повеселит. А кроме того, этот фильм напоминает о том, что День Победы все-таки еще очень долго будет сохранять актуальность. С одной стороны, потому что он нужен властям. Все-таки память о Победе – один из самых мощных факторов российского национального самосознания. Настолько мощный, что до сих пор не столько он нуждался в пропагандистской подпитке, сколько с его помощью решали текущие агитационные задачи. Вот и власти молодежь с помощью фильмов о войне в нужном ключе пытаются ориентировать. И «единороссы» акции своих сторонников к памяти о Победе привязывают – например, проводя их под лозунгом «Наследники побед – против терроризма».
А с другой стороны, посмотрите записи в российской блогосфере, приуроченные к празднику Победы. Записи, оставленные молодыми людьми – школьниками и студентами. Здесь как раз редко сомневаются в актуальности праздника или считают его «просто еще одним поводом выпить». Несмотря ни на какие изыски представителей официального агитпропа, вроде бы «желающего как лучше», но предлагающего результат уровня «как всегда». И такие настроения для молодежи 9 мая – все-таки повод для оптимизма.