Еще в начале 2009 года, обсуждая «газовую войну» между Россией и Украиной, западные СМИ предпочитали не замечать Дмитрия Медведева, ассоциируя Россию исключительно с Путиным. К моменту первой годовщины нахождения нового президента у власти их мнения разделились на диаметрально противоположные. У одних журналистов и экспертов Медведев – «комнатная собачка Путина». У других – «скрытый реформатор», только и ждущий момента, чтобы сбросить «путинские цепи». Однако во всех статьях о кремлевском тандеме столько эмоций, что кажется, будто их авторы не столько анализируют российские реалии, сколько пытаются показать миру свои страхи и надежды в отношении России.
Следует сказать, что кремлевская годовщина Медведева не вызвала в западных СМИ такого интереса, как, например, сто дней Обамы в России. Возможно, потому что интерес к самой России на Западе не так велик, как кажется многим нашим согражданам. А может, потому, что многие на Западе по-прежнему видят лидера России в Путине, а не в Медведеве, и говорить об этом считают излишним. Тех, кто все же высказал эту мысль вслух, тоже оказалось немало. Причем чаще всего те, кто видят в Медведеве «марионетку», считают Путина исчадием ада и единственным источником жесткого режима в России.
«Дмитрий Медведев бездарно провел год в роли комнатной собачки», – бескомпромиссно заявляет канадское издание «The Vancouver Sun». И, развивая тему, продолжает: «Демократия, законность и гармония с Западом не могут процветать в России, пока Путин остается у власти». «Реальная власть остается у Путина, который в 2012 возвращается на пост президента еще на два срока – на 12 лет… В Кремле президента продолжают окружать дружки Путина, спокойно занимающиеся своими делами, не обращая внимания на Медведева, и ожидающие возвращения своего хозяина. Медведев не делал, или практически не делал попыток укрепить свою власть. Даже в тех областях, в которых российская конституция отдает явное преимущество президенту – например, в международных отношениях – он предпочитает стоять в стороне и предоставлять Путину главную роль, – сетует автор статьи, канадский журналист Джонатан Мэнторп. – Если бы Медведев был настоящим президентом, он уволил бы премьер-министра Путина и отдал бы его работу кому-нибудь другому. Но он – не настоящий президент и так не поступит».
«Вот уже год как Медведев занимает пост президента. Россияне ждут оттепели – пока безрезультатно, – поддерживает «Berliner Zeitung». – Медведев не может серьезно демократизировать эти политические структуры, но нельзя и сказать, что он этого сильно хочет», – сетует издание.
Представители другого немецкого издания, «Spiegel», посвящают Медведеву материал с говорящим названием «Царь в цепях». Его журналисты тоже видели в приходе к власти Медведева «подготовку к уходу все более самовластного и стремящегося все контролировать бывшего шефа КГБ». Однако «наследник престола… пообещал до конца выполнить труднейшие задачи по укреплению институтов российской государственной власти, совершенствованию инфраструктуры, проведению инноваций и увеличению инвестиций. После этой речи люди с уважением заговорили о «четырех "И" Медведева». Но после инаугурации Медведева его президентство чаще ассоциировалось с буквами К – коррупция и кризис, а также с буквой В – война».
«С началом его второго года в Кремле, похоже, что его официальный статус по-прежнему не соответствует его реальной власти», – более сдержанно, но в том же духе отмечает директор Центра ЕС-Россия Фрейжер Кэмерон в статье для «The New York Times». «Медведев – это не Горбачев. По крайней мере еще – и, может быть, никогда», –вторит ему публицист Питер Бейкер в статье, для американского издания «Foreign Policy». «Дмитрий Медведев – верный помощник Владимира Путина», – считает французская «Le Monde».
Впрочем, кроме «медведоскептиков» среди западных авторов есть и «медведооптимисты». Так, уже упомянутая «Foreign Policy» примерно за месяц до юбилея Медведева высказало мнение, что «сегодня российская экономика лежит в руинах. Простые россияне уже выходят на улицы, требуя перемен, которые Путин не готов осуществлять. Он воплощает собой старую гвардию КГБ, которая и ввергла Россию в эту неразбериху. Медведев – юрист по образованию и мировоззрению – единственный, кто дает реальную надежду на изменения в России. Однако пока Путин фактически остается главным, у него связаны руки. По-видимому, осознавая это, в последние недели Медведев пытается дистанцироваться от своего ментора и, возможно, готовит почву для отстранения его от власти».
«За последнее время Медведев сделал ряд поразительных жестов в сторону общественности и дал понять, что может ослабить политические ограничения, наложенные его предшественником Владимиром Путиным», – отмечает британская газета «The Guardian».
«Недавнее “потепление” в отношениях между Москвой и Вашингтоном, а также сближение президента Дмитрия Медведева и российской либеральной интеллигенцией дает основания надеяться на лучшее», – считают в американском издании «Global Politician». Хотя и здесь опасаются, что «неоимперцы» и «реваншисты» из «путинской партии “Единая Россия”» возьмут верх и доведут Россию и запад до «новой Крымской войны».
Как видим, голос «медведоскептиков» все-таки громче. Хотя еще громче в этом споре звучит голос стереотипов. В сущности, большинство публикаций повторяет остаточные страхи эпохи «холодной войны» (про «шпионские сети КГБ» и Путина как их порождение) и штампы российской (в основном либеральной) прессы, правда, в гипертрофированном и потому подчас забавном виде. Получается какая-то памятка для туристов: Россия – это не только «икра, водка, балалайка», но и КГБ (произносится шепотом и с придыханием). А еще там иногда по улицам живой Медведев ходит. Правда, он особой породы, русский «комнатный Медведев». Но вполне возможно – либерал и реформатор. Потому что юрист. Наверное, так же комично читались бы в США прогнозы одного молодого, но известного российского политолога, который перед американскими президентскими выборами уверенно написал у себя в блоге: «Хиллари – баба, Обама – негр, победит Маккейн».
Доводы в пользу «Медведева комнатного» и «Медведева либерала», которые приводятся в этих статьях, подробно перечислять не стоит, потому что они практически целиком повторяют слова российских экспертов. В пользу «либерала» обычно приводят тот довод, что Медведев встречался с правозащитниками, давал интервью «Новой газете», назначил губернатором Белых, говорит о борьбе с коррупцией, является юристом и… завел собственный блог. Интересно, что у иранского президента Махмуда Ахмадинежада давно существует свой блог, но в «либералы» его никто почему-то не зачисляет. Что касается остального, то и Путин точно так же встречался с правозащитниками, раздавал должности либералам (тем же Артемьеву и Лукину), говорил о борьбе с коррупцией и по образованию, если уж на то пошло, тоже юрист. Так что в этом смысле Путин может претендовать на лавры не меньшего либерала. Хотя да, без блога в интернете, какой же он либерал?
В статьях же о «Медведеве комнатном», самому Медведеву места уделяется не так много, как демоническому «Путину Из Ка-Ге-Бе». Это страшный человек (предлагаю интересную тему для обсуждения: а может, и не человек, раз такой демонический?), который все держит под контролем и не хочет дружить с США (вариант – с Европой), хотя российский народ – очень хочет.
По большому счету, стереотипы – это всегда забавно. А реальность – всегда сложнее стереотипов. И сдается, что Медведев – не либерал. Целый ряд его шагов – от увеличения президентского срока до пропаганды консервативных ценностей и повышения роли церкви – вряд ли имеет отношение к «либералам» и даже демократическим реформаторам. Медведев – прагматик. А вот какой он прагматик – подчиненный кому-то и «комнатный» или тот, что «живой по русским улицам ходит» и сам даже «КГБ» напугает, нам еще предстоит узнать. Гадая вместе с иностранцами, «кто есть мистер Медведев»?