18 февраля 2009 года в Петербурге в залах Молодежного образовательного центра Эрмитажа открылась выставка-проект «Вторичная переработка / Recycling». Куратором проекта выступила Марина Колдобская – директор ГЦСИ Санкт-Петербурга. Свои работы представили 10 питерских художников, чье творчество подходит под определение «актуальное искусство».
Украинская группа SOSка сформировалась в 2005 году как коллектив художественных активистов, открывших одноименную галерею, которую сами художники называют «лабораторией». Галерея-лаборатория SOSка долгое время была единственным центром современной культуры в Харькове, где проходили выставки, концерты, видеопоказы. К 2006 году группа окончательно обрела постоянный состав участников (Анна Кривенцова, Николай Ридный, Сергей Попов) и занялась самостоятельной работой, программно заявив ее частью новой постсоветской социальности. Свой метод художники определяют как «метод реакционной диагностики, в основе которого лежит социальная провокация».
Зачастую примитивизм гораздо прозорливее, глубже и ближе к настоящей жизни, чем реализм, предполагающий объективное изображение окружающей действительности. Отвергая (деформируя, утрируя, преображая) внешние контуры, примитивизм позволяет запечатлеть внутреннюю сущность предмета, явления или живого существа. Художникам-примитивистам лучше других известно, что зримый мир, давно похороненный под неподъемными нагромождениями символов, условностей и правил, насквозь обманчив: лживо общество, продолжающее создавать все новые и новые законы и правила, лжив человек, прячущий свою истинную сущность под улыбчивой закостенелой маской, лживо искусство, превратившееся в эстетически осмысляемый паноптикум фобий, маний и половых извращений.
«Вальс с Баширом» - актуальный политический документальный мультфильм для взрослых... Поверьте, в этой фразе нет никакой иронии. Режиссер Ари Фольман сумел представить до сих пор мало востребованные грани анимационного искусства, обратив этот жанр к осмыслению феномена человеческой памяти, к вопросам совести и личной ответственности человека.
Dälek. Gutter Tactics. Ipecac Recordings, 2009. 60–70-е годы в США, впрочем, как и в Европе – время острого социального и политического протеста, студенческих беспорядков и волнений, громких лозунгов и «борьбы с Системой», хиппи и фестиваля в Вудстоке. Кумиры тех лет – Ленин, Мао, Че и марихуана. Идея вездесущего «большого брата» как никогда популярна. Анаша, свободная […]
«Что бы мы ни делали, у нас все равно автомат Калашникова получается». Эта старая советская шутка вполне может стать иллюстрацией к дискуссии, развернувшейся 22 января 2009 года в одном из первых послепраздничных выпусков программы «Только ночью» на канале ТВЦ. Учитывая, что эта программа снималась еще до праздников, то и тема для него была предложена не злободневная, а вневременная – возрождение народных дружин.
Древний человек считал, что в новый год хаос временно берет верх над обычным порядком вещей. Но вот пришел год 2009-й, а вместо нового и необычного – «день сурка». Снова Украина не готова платить больше за газ, «Газпром» перекрывает вентиль, а Европа в ужасе содрогается при мысли, что вместо сибирского газа ее ждут в домах сибирские (по европейским представлениям) холода.
С 29 января по 24 февраля 2009 года в актовом зале Института Сервантеса при участии Московского дома кино будет показана программа «Кино на вырост», объединяющий различные тенденции, стили и образы новейшего испаноязычного кино. В рамках цикла представлены работы молодых режиссеров, различные жанры и новые лица, обращенные в завтрашний день.
Гражданская война неизбежно выносит на поверхность множество различных сил, часто разнонаправленных, но вынужденно взаимодействующих в весьма сложной политической ситуации. Мы вспоминаем об этом в очередной раз, читая книгу Вячеслава Ященко об антибольшевистских повстанческих крестьянских движениях Нижнего Поволжья и Среднего Дона в 1918–1923 годы.
Любой публичный политик вынужден быть «двуликим Янусом». С одной стороны, он должен доказывать согражданам, что способен решать глобальные задачи, которые не под силу обычному человеку. С другой – он должен все время подчеркивать, что для избирателей он – «свой», «обычный парень», в сущности, «один из них». При этом органично подчеркнуть второе не менее сложно, чем добиться первого. Если действующий политик пишет политические мемуары, значит, он, скорее всего, работает над созданием «народного образа».
О том, что «Газпром» в России больше, чем «Газпром», кажется, уже никому объяснять не надо. Это – предмет пристального внимания действующих президентов и трамплин для прыжка во власть для будущих. Это – важнейший инструмент внутренней политики и мощное орудие для внешней. Поэтому вполне естественно, что в России рано или поздно должна была появиться популярная книга, посвященная газовому гиганту.
Почему Россия так не похожа на своих европейских соседей? Почему здесь так развиты патерналистские настроения и так плохо приживаются демократия и гражданская инициатива? Когда наша страна разминулась со своими европейскими попутчицами и пошла по собственному, не всегда объяснимому пути? Эти вопросы мучают ученых и публицистов уже не первый век.
Телевизор в современном обществе давно заменил домашний очаг. Поэтому и центром крупных торжеств для обитателей дома становится именно он. Как поет Юрий Шевчук, «в нашей семье тот главней всех, у кого телевизионный пульт». Так что и телепрограмма в новогоднюю праздничную неделю приобретает не только развлекательное, но и политическое значение.
Мировая экономика сегодня напоминает человека, который вел разгульный образ жизни, не следил за своим здоровьем и вдруг неожиданно оказался сбитым с ног целым ворохом болезней. Кто-то заявляет: «Мы же предупреждали», – а родные больного бегают от врача к врачу в поисках эффективного лекарства.
В России традиция граффити прижилась в молодежной среде середины 90-х, открывшейся к тому времени разным международным модам. В 1996–1998 годы в Москве все начиналось с тусовок. Молодые люди проводили вместе время, слушали хип-хоп, устраивали небольшие джемы-фестивали. Из многочисленных знакомых стали формироваться группы доверия, вызревали совместные идеи.
Российский кинематограф под Новый год неожиданно представил зрителю минимум два фильма на совсем не новогоднюю тему – тему противостояния человека и Системы. В конце декабря 2008 года на экраны вышел фильм «Стиляги», который должен был показать историю людей, в Систему просто не вписавшихся. А 1 января 2009 года зрителям был представлен фильм «Обитаемый остров» по одноименному роману братьев Стругацких – о человеке, активно противостоящем этой Системе.