Новая книга Цветкова, которой Илья Стогов закрывает свою «радикальную» серию в «Амфоре», называется «После прочтения уничтожить». Такое название вряд ли понравится экологам, выступающим за «ресайклинг» и долговременное использование товаров. Правда, к этому названию ниже на обложке дописано слово Capitalism, чтоб совсем уж двусмысленно-радикально читалось. Там же схематичный человечек стреляет в голову второму человечку. То ли это читатель, закрыв книгу и взяв в руку оружие, уничтожает капитализм, то ли капитализм держит каждого из нас на прицеле.
«Илье Стогову, подсказавшему мне, с чего начать и как закончить эту книгу», – посвящение звучит не то как извинение перед товарищами за общую «попсовость» текста, не то как заявление о переходе из коммунистического движения в модную тусовку. Это предельно двойственное ощущение от книги не покидает до самой последней страницы: то ли тебя вербуют в подпольщики, то ли просто приглашают на классную вечеринку с живыми и мертвыми «революционерами».
«Душа по природе своей христианка», – любят говорить христиане, ссылаясь на Тертуллиана. Если же попытаться в одном предложении сказать, о чем книга Владислава Софронова, то, пожалуй, можно было бы перефразировать Тертуллиана следующим образом: «Чувственность по природе своей коммунистка». Разумеется, такое понимание опирается в первую очередь на молодого Маркса «Экономическо-философских рукописей», фрагмент из которых и открывает книгу в качестве эпиграфа.
Вечером 19 ноября 2009 года в Москве был убит известный православный проповедник священник Даниил Сысоев. Вряд ли стоит специально пояснять, что убийство человека – тяжкое преступление и ничего, кроме отторжения и осуждения, вызывать не может. Представители религиозных общин, не связанных с Русской православной церковью, конечно, наверняка вспомнят весьма резкие высказывания Сысоева на свой счет, а левые – антикоммунистические взгляды проповедника. Однако о мертвых, как говорится – либо хорошо, либо ничего. Интересно другое: насколько быстро эта тема была подхвачена как информационный повод.
Для многих россиян значение Дня народного единства, который несколько лет назад стал отмечаться 4 ноября, долгое время оставалось непонятным. Зато у руководства центральных телеканалов, кажется, сложилось более четкое представление о смысле нового праздника. Судя по всему, для них он был «Днем имперского единства». Причем «имперская идея», кажется, воспринималась не в широком смысле («от Российской империи через СССР – со всеми вопросами к этой эпохе – к современной России»), а уже: «Россия эпохи стабильности – наследница Империи Романовых». Однако «эпоха стабильности» плавно перетекла в «эпоху странного кризиса», и установки ведущих телеканалов, кажется, изменились. И новый праздник на телеэкране стал чем-то средним между 1 мая («еще один выходной») и, как ни странно, 7 ноября, который он должен был заменить.
Первый проект «Диснея» в России ждали многие. Сценарий написан режиссером Вадимом Соколовским и писательницей Анной Старобинец (тут можно прочесть интервью с ней). Нас в данном случае будет интересовать прежде всего идеологический срез получившейся картины: ведь если проект номинально американский – не присутствуют ли в нем какие-либо темы, отечественному кинематографу не свойственные?
В знаменитом триллере Дэвида Финчера «Бойцовский клуб», вышедшем на экраны в 1999 году, многие радикалы увидели своеобразный манифест, доказательство того, что появление успешной революционной организации в странах Запада имеет шанс на успех. Фильм «Рецепты анархиста» режиссера Джордана Сасмана, который увидел свет тремя годами позже, вполне можно принять за ответ «Бойцовскому клубу», доказывающий ровно противоположные постулаты. В ночь с 26 на 27 октября 2009 года этот фильм (оригинальное название которого «The Anarchist Cookbook» переводится скорее как «Поваренная книга анархиста») показали и зрителям канала НТВ.
Известная журналистка Юлия Латынина в сентябре отправилась в отпуск. В горы. Нет, не на любимый ею Кавказ, а гораздо выше – в южноамериканские Анды. Либеральной журналистке довелось побывать и в нелюбимой российскими либералами Боливии, и в любимой ими Чили, и в основательно забытой россиянами Перу. Чтобы затем рассказать об этом слушателям радиостанции «Эхо Москвы», став гостьей передачи «Своими глазами», вышедшей в эфир 17 сентября 2009 года.
Недавно стартовал шестой сезон сверхпопулярного сериала о гениальном диагносте и цинике Грегори Хаусе. В особом представлении сериал не нуждается: он хорош от и до, а число его поклонников множится с такой скоростью, что уже перестаешь удивляться, когда люди без медицинского образования знают, что такое аутоиммунное заболевание, и с легкостью определяют по симптомам инсульт.
Помнится, в одном из выпусков детского киножурнала «Ералаш» случайные прохожие долго пытались понять, «зачем мальчик встал в лужу». После того, как 9 октября 2009 года в Осло было объявлено, кто станет очередным лауреатом Нобелевской премии мира, у многих в мире появилось ощущение, что в лужу встал весь Нобелевский комитет. Столь непонятным казалось вручение премии Бараку Обаме, вроде бы никакими крупными свершениями пока не прославившемуся.
Faust. «C'est Com… Com… Complique». Bureau B, 2009. Немецкая группа Faust выпустила новый альбом – событие, безусловно, знаменательное. Не так и часто коллективы с почти 40-летней историей занимаются столь активной творческой деятельностью. Только за последние несколько лет Faust успели дать множество концертов и выпустить несколько дисков с весьма прогрессивной музыкой – среди них совместные работы […]
Единый госэкзамен напоминает крепость средневекового феодала. В соответствии с воинскими традициями Европы война против ЕГЭ становится явлением сезонным, активизируясь в теплое время года и постепенно замирая в холодное. Не сумев взять крепость штурмом, повстанцы (то есть активисты движения против Единого госэкзамена), переходят к правильной осаде. А засевшие в «замке из слоновой кости» чиновники от образования пытаются залатать старые бреши перед новыми боями. Однако, поскольку на дворе у нас все-таки не средние века, то и строить укрепления надежнее не из камня. А из докладов лояльных экспертов.
Изначально Юп Ван Лисхаут и его группа работали в духе эстетики взаимодействия. «A-Portable» стал одним из самых известных проектов этой коллаборации. Группа смастерила судно, которое курсировало в зоне нейтральных вод, где продолжали действовать законы Нидерландов. Дрейфующий корабль был оборудован гинекологическим кабинетом, обслуживающимся квалифицированными специалистами. Услуга предоставлялась любой женщине, которая не могла сделать аборт на территории своей страны.
Nurse With Wound. «The Memory Surface». Dirter Promotions, 2009. На английском лейбле Dirter Promotions вышла новая работа легендарного проекта музыканта-мультиинструменталиста Стивена Степлтона Nurse With Wound – «The Memory Surface». Это уже не первый релиз NWW в этом году; плодовитость – вообще одна из отличительных черт Степлтона. Однако альбом получился солидный и представительный (шутка ли, целых […]
Перед тем, как выпустить «Тишину» (в оригинале «Den Stille Pige»), Питер Хёг молчал почти десять лет. О писателе ничего не было слышно, лишь порой до журналистов доходили слухи, что писатель живет в какой-то общине под Копенгагеном, а с внешним миром общается исключительно по телефону. Питер Хёг из той породы затворников, к которой принадлежат, например, Мишо, Сэллинджер или Пинчон. О причинах подобного затворничества можно только догадываться, но если учесть отношение к цивилизации и буржуазному обществу, которые так любит поминать в своих произведениях Хёг, то затворничество как-то само собой превращается в обыкновенное бегство от действительности. Весь свой гонорар от романа «Женщина и обезьяна» Хёг пожертвовал детям и женщинам из стран «третьего мира». Известно, что он женат на танцовщице из Африки, имеет детей и придерживается, судя по его немногочисленным интервью, весьма экзотических религиозных и философских взглядов. Не человек – загадка.
В октябре либеральный эксперт Евгений Гонтмахер подготовил в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» две заметки с боевитым названием: «Профнепригодность Владислава Суркова» и «Профнепригодность Владислава Суркова-2». Главную мысль этих произведений о том, «почему Евгений Шлемович не любит Владислава Юрьевича», можно выразить фразой «Когда же добрый царь избавится от плохого боярина?»
Нет банальнее фразы «Все мы родом из детства». Однако ей не откажешь в точности. Тем, чей нежный возраст пришелся на советское время, посвящен сборник статей «Веселые человечки. Культурные герои советского детства», вышедший в 2008 году в издательстве «Новое литературное обозрение». Точнее, не самим «рожденным в СССР», а тем, кто сопровождал их в детстве и юности. Героям книг и фильмов – от Володи Ульянова до Чебурашки и Кота Леопольда, – а также изменениям в официальной идеологии и реалиях советского общества, которые отразились в образах этих героев. Вот только исследователи – тоже люди. Поэтому к статьям о советском детстве подчас примешивались и взгляды постсоветских взрослых (как оставшихся жить в России, так и уехавших искать счастья в другие страны). А тут и до «тоталитарного наследия Чебурашки» договориться недолго.