Чем ближе кульминация Конференции по проблемам изменения климата в Копенгагене, тем чаще в СМИ спорят, существует ли глобальное потепление и связано ли оно с деятельностью человека. Однако массовый читатель и зритель может и не заинтересоваться научными спорами. А вот история о том, что группа ученых-климатологов «обманула весь мир» «потеплением, которого нет», выглядит уже интереснее. Недаром первая после долгого перерыва передача «Гордон Кихот», вышедшая вечером 11 декабря 2009 года на Первом канале, была посвящена именно этой проблеме.
Человек стоит на пороге дома и смотрит на проливной дождь. Под рисунком надпись: «Льет как из ведра. В правительстве одни мошенники». Это самая известная карикатура об отношении итальянцев к любому своему правительству. Есть даже теория, согласно которой итальянцы до объединения страны так долго находились под контролем иностранных властей и их ставленников, что уже просто не могут воспринимать собственное правительство как «свое» и относятся к нему только гиперкритически. Тем не менее, за последние годы чести удостоиться побоев на улице из премьеров удостоился только Берлускони.
Книга 2008 года «Пределы роста» – уже третье издание, первое вышло еще в далеком 1972 году. Ее основное содержание составляет доклад Римскому клубу (в него входят представители разного рода мировой элиты – политической, научной, финансовой), сделанный в том самом 1972 году группой исследователей из разных стран мира под руководством молодого ассистента Массачусетского технологического института (МТИ) Денниса Л. Медоуза. После 1972 года исследования продолжились, ученые уточняли и перепроверяли полученные данные. Однако первоначальные выводы оставались неизменными и только подтверждались новыми доказательствами: если развитие человечества будет продолжаться теми темпами и методами, которыми оно идет сегодня, то очень вероятно скорое исчерпание ресурсов, что повлечет за собой тяжелые последствия для населения Земли во многих сферах: в экономике, энергетике, продовольственной сфере и других.
У Бэтмена, Человека-паука и Супермена нашелся двоюродный брат из России. Человек – 21-я «Волга». В конце декабря 2009 года на российские киноэкраны вышел фильм «Черная молния», который, по словам его создателей, должен представить зрителям образ нашего супергероя, готового конкурировать с иностранными коллегами. Если серьезно, команде продюсера Тимура Бекмамбетова и режиссеров Александра Войтинского и Дмитрия Киселева, кажется, действительно посчастливилось создать один из самых удачных новогодних фильмов последних лет. А главным залогом успеха можно считать отсылку к мечтам «эпохи нулевых», советской ностальгии и чувству социальной справедливости. Правда, в строго гомеопатических дозах.
В наше время, говоря о кино, сначала принято вспоминать о спецэффектах, а потом уже – о сюжете. Специалист по классификации инопланетян, предсказанию несветлого будущего и очеловечиванию терминаторов Джеймс Кэмерон снял фильм, в котором очень красивая форма, как ни странно, не мешает осмысленному содержанию. В середине декабря 2009 года на российские экраны вышла его новая кинокартина – «Аватар».
На INA-GRM вышло собрание произведений Люка Феррари, одного из самых неординарных композиторов XX столетия. Бокс-сет состоит из 10 компакт-дисков, на которых представлены основные опусы Феррари за почти 50 лет плодотворной работы. Издание приурочено к юбилею выдающегося композитора – в этом году Люку Феррари исполнилось бы 80 лет.
Цикл сказочных повестей о муми-троллях, придуманных финской писательницей Туве Янсон, невероятно популярен во всем мире. В Финляндии, на родине писательницы, есть тематический парк, посвященный героям ее сказок, они неоднократно были экранизированы, их изучают филологи и культурологи… А вот «взрослые» тексты Янсон, выполненные в традиционной реалистической манере, интересуют публику куда меньше, чем повести для детей.
Фильм Павла Лунгина «Царь» вызвал бурную дискуссию. Это само по себе говорит о его значимости. Если произведение не оставляет нас равнодушными – значит, это на самом деле произведение искусства, а не подделка под него. Но кто не согласен с режиссером и почему? Чей сон и покой он потревожил?
У нашего мира истек срок годности, и четверо людей, два умных молодых человека и две симпатичных и тоже умных девушки, две пары, решаются на бегство из старого мира в мир новый, новый Эдем. Впрочем, ум тут не главное, главное – всепоглощающее, метафизическое даже чувство непригодности просроченного «бублимира» (реальность иллюзий, дырка от бублика, аллюзия на Пелевина, а заодно автоаллюзия на предыдущий роман «Американская дырка») для полноценной жизни. Хотя в начале всей это цепи – конечно, Маяковский с его бессмертным: «Кому бублик, а кому дырка от бублика, вот что такое демократическая республика!».
19 ноября 2009 года в Женеве четверо молодых людей, граждан России устроили гонки на машинах Bugatti Veyron, McLaren Mercedes, Lamborghini Murcielago и Porsche Cayenne Turbo. В итоге ехавший первым Lamborghini занесло на дороге, и он врезался в Volkswagen Golf, которым управлял 70-летний пенсионер из Германии. Вскоре пресса назвала имена трех гонщиков.
В новом романе Максим Кантор, как верно замечено критиками, движется в ту же сторону, что и в предыдущей своей книге «Учебник рисования», и пытается нарисовать такую динамичную картину современности, чтоб было понятно, куда она, вся насущная современность, движется, а заодно и вся толкающая оную европейская история ХХ столетия. Тоже верно сказано в аннотации: новую книгу Кантора можно назвать «Учебником сопротивления», – но сопротивлением чему? – вот, как нам кажется, тот вопрос, на который автор отвечает своей книгой, для чего пишет роман, а не картину или статью.
Можете ли вы вспомнить площадку современного искусства в интерьерах «ампирных классических особняков»? Пожалуй, на память приходит только галерея «Триумф», которую не так давно неожиданно посетила мысль, что «битый кафель и оторванный пол» – куда более прогрессивная арт-территория. Идея, однако, пришла запоздало: пионерами трендовых скам-интерьеров уже успели стать «Винзавод», «ПROEKT_FAБRИКА», место в хвосте колонны занял подрастающий октябренок «Art play». Пытаясь запрыгнуть на подножку уходящего поезда, галерея «Триумф» действует привычными ей способами – бери больше, кидай выше.
В начале ноября 2009 года Басманный суд Москвы санкционировал арест сначала Николая Тихонова, а потом Евгении Хасис, подозреваемых в убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. Впрочем, сразу же после ареста среди пользователей интернета разгорелись споры: действительно ли задержанные – убийцы левого адвоката и журналистки? Причем сомнения выражают как раз левые, в то время как многие ультраправые уверены в том, что официальных обвиняемых есть за что чествовать как «героев».
Не так давно в корпоративном блоге компании Яндекс появилось сообщение, поставившее на уши едва ли не всю блогосферу. Администрация Яндекса объявляла, что отказывается от одного из самых известных своих сервисов – рейтинга популярных записей, также известного как ТОП-Яндекс. Он должен проработать до декабря этого года, а затем прекратить свое существование.
2009 год. Американский геолог Адриан Хемсли приезжает в лабораторию индийских геофизиков. Коллега Сатнам говорит ему, что вспышки Солнца разогревают ядро Земли, как микроволновую печь, быстро разрушая земную кору. Хемсли сообщает об этом правительству США, и на саммите G8 в 2010 году мировые элиты решают скрыть близящуюся катастрофу от обреченной планеты. Секретный проект оставляет возможность спасения 400 тысяч «избранных» – на кораблях-«ковчегах», построенных в Гималаях руками китайских рабочих. Входной билет на их борт стоит миллиард евро за каждого человека – социальный ценз на право жить в постапокалиптическом мире. Судьба «миллиардов без миллиарда» автоматически решена. Тех, кто хочет придать катастрофу огласке, немедленно уничтожают.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию, обнародованное 12 ноября 2009 года, так и не ознаменовалось сенсацией. Эксперты вновь ищут признаки «раскола в тандеме», однако недавняя речь Дмитрия Медведева, напечатанная в официальных СМИ, кажется, дает не так много поводов для такого рода утверждений.