«Чудовище вылезло из зловонного своего болота. Люди узнали о существовании монстра, который даже в кошмарных снах не должен являться приличному человеку», — такими словами начинается статья Валерия Панюшкина, вышедшая 5 февраля 2010 года в «Коммерсанте». Так резко известный публицист отозвался о программе «Клинч», появившейся в эфире 26 января на радиостанции «Эхо Москвы». Гости этой программы, скандально известный журналист Александр Никонов и главный детский реабилитолог России Евгений Лильин, спорили о том, «гуманно ли оставлять жизнь детям-инвалидам, которые никогда не станут полноценными членами общества». Именно так во вступлении к программе обозначил тему ведущий Сергей Бунтман.
В конце января в России состоялся один из самых крупных оппозиционных митингов за последние годы. На акции, собравшей более 7 тысяч человек, прозвучали призывы к отставке Владимира Путина и весьма нелестные отзывы о «Единой России». Эта история превзошла бы самые радужные мечты радикальной оппозиции, но лишь капля дегтя портит оппозиционную бочку меда: события разворачивались не 31 января в Москве (где на Триумфальной площади проходил ставший традиционным митинг в поддержку свободы собраний), а днем раньше – в Калининграде. Участники митинга потребовали отставки не только российского премьера, но и калининградского губернатора Георгия Бооса. И если на судьбу Путина такие акции пока вряд ли всерьез повлияют, то вот на судьбу Бооса – вполне возможно.
Много копий сломано по поводу последнего творения всемогущего Solus Rex отечественной словесности Пелевина. Говорят, что не такой уж он и всемогущий, повторяется, и посему – не читать, не покупать, не писать длинные рецензии. Попробуем поставить вопрос в несколько иной плоскости, почти как в книге: кому читать?
Некоторые остроумно объявили, что самое ударное предложение предыдущей книги автора – «Тираж 150 100 экз.» Да, фраза сия для нашей эпохи малотиражного капитализма – и впрямь почти что откровение, и в этом смысле г-н П. действительно повторяется, причем дословно. Кажется, как раз с «П5» начали вещать о сделанности, искусственности текста, стремлении разогнать его до нужного издательству объема. Отчего-то мало кто заметил, но центром романа «Т» автор сделал именно коллизию написания литературы (литературки) ради пожирающей все на корню, жирующей конъюнктуры – своего рода наш ответ Чемберлену.
«Dear God, I Hate Myself» — это седьмой студийной альбом американской группы Xiu Xiu, исполняющей странную и необычную музыку, представляющую собой смесь из самых разных, порой, прямо противоположных музыкальных стилей. При этом дикая, перенасыщенная всякими примочками и музыкальными эффектами музыка, от которой может свести скулы даже у самых завзятых меломанов, далеко не единственное, чем примечательны Xiu Xiu. Не меньший интерес вызывает позиция группы, оригинальный взгляд на то, какой и о чем должна быть актуальная современная музыка или странноватые, почти документальные тексты песен, в которых не найти путаных шизофренических образов, обычно свойственных подобной музыке, но которые, тем не менее, звучат не менее (если не более) безумно.
Когда вошла в моду ностальгия по эпохе 1980-х, многие предполагали, что вслед за ней последует мода на 90-е. По мнению Сергея Минаева, ведущего передачи «Честный понедельник» на канале НТВ, мода на 90-е вот-вот накроет Россию. Иначе, по его словам, трудно объяснить популярность блога Татьяны Юмашевой (Дьяченко), пытающейся представить апологию Бориса Ельцина, или многочисленные славословия на смерть Егора Гайдара. 15 февраля 2010 года гостями передачи Сергея Минаева стали журналист Сергей Доренко, писатель Михаил Веллер и главный редактор русской версии журнала «GQ» Николай Усков. Они должны были дать оценку 90-м и свой прогноз, когда же ельцинская эпоха будет восприниматься россиянами в положительном ключе.
«Когда в ноябре 2004 года Центральная избирательная комиссия Украины объявила о победе Виктора Януковича, обманутыми оказались не только украинцы. Негодовала вся демократическая Европа. Сейчас, когда тот же самый политик, чьи люди пять лет назад фальсифицировали результаты выборов, идет к власти, Польша и другие государства ЕС испытывают, скорее, облегчение. Наконец-то в Киеве появится предсказуемый президент», – пишет «за всю демократическую Европу» польское издание «Polska».
Умная и красивая девушка Маргрет Уондер из Миннеаполиса, больше известная под сценическим псевдонимом Десса Дарлинг (или просто Десса), выпустила наконец-то полноценный сольный альбом. Около пяти лет назад у нее уже выходил пятнадцатиминутный EP «False Hopes», который оставил самые благоприятные впечатления: едва ли не идеальное для хип-хопа сочетание музыки и текста и ударные речитативы, в которых социальная доминанта органично дополнялась самым искренним лиризмом. Во всех треках присутствовало ощущение какой-то новизны, что в хип-хопе случается не так и часто. Десса обращала на себя внимание буквально сразу, как начинала чеканить своим волевым голосом безжалостные рэп-стихи, положенные на ритмизованную, чащу мрачную музыку. В Миннеаполисе альбом попал в список самых топовых дисков года. «A Badly Broken Code» продолжает прежние начинания Дессы, в значительной мере
«На выборах в Украине победил Виктор Янукович. Он опережает свою соперницу Юлию Тимошенко на 2,5 процента, и эта победа, так же, как победы Сальвадора Альенде, Уго Чавеса или Адольфа Гитлера, ставит под сомнение основной принцип демократии: что народ способен избирать себе правителей», — пишет в своей статье для «Ежедневного журнала» журналистка Юлия Латынина. Украинские выборы давно состоялись, так что теперь стоит говорить скорее об их последствиях, чем об их официальных результатах. А вот пройти мимо взглядов видной либеральной журналистки на демократию гораздо сложнее.
Специфика неофициального искусства стран бывшего соцблока не может быть исчерпана «антисоветизмом». Сегодня такое понимание проблемы кажется грубым и недальновидным. Человека, живущего в обществе, в котором его профессии не существует, делает художником история культуры. Индивидуальная критическая практика, включающая не только политические позиции, но и большой неакадемический опыт, рождает настоящие революционные художественные открытия, авангард.
Весенняя сессия Госдумы РФ 13 января 2010 года открылась с выступления депутата фракции КПРФ Владислава Юрчика, который призвал коллег вызвать в парламент руководство Первого канала. Поводом для возмущения депутата стали вовсе не обвинения канала в политической цензуре или неодобрительных отзывах о советском прошлом. Депутата возмутила совсем другая часть телевизионной программы: «На Первом канале начали показывать многосерийный фильм “Школа”. Я посмотрел первые серии и убедился, что это спланированная диверсия против наших детей и молодежи».
С осуждением содержания фильма выступили руководители Департамента образования города Москвы и некоторые представители педагогического сообщества. Что же вызвало такую бурю эмоций у чиновников и педагогов?
Оказывается, не только российские режиссеры могут задумать пафосный религиозный фильм, а снять в итоге нечто, вызывающее если и не антирелигиозные, то антиклерикальные чувства. Примерно то же самое можно сказать о фильме братьев-близнецов Альберта и Алена Хьюза «Книга Илая». Начав карьеру в кинематографе с остросоциального фильма «Угроза обществу», рассказывающего о тяжелой жизни в афроамериканском гетто (вышел на экраны в 1993 году), и продолжив ее криминальной драмой «Мертвые президенты» о ветеране Вьетнама, которому не нашлось места в мирной жизни, братья Хьюз в 2001 году сделали шаг в сторону мистики, сняв фильм «Из ада» с собственной версией истории Джека-Потрошителя (правда, социальные мотивы прослеживались и там). И вот теперь на экране – религиозная притча. Что же в итоге получилось у братьев?
Прошедшие новогодние праздники оказались в России едва ли не самыми спокойными за последние несколько лет. Газовый конфликт с Украиной, ставший почти такой же новогодней традицией, как салат «Оливье», в этом году заменили «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой в Незалежной. Об экономическом кризисе все как-то забыли, а до ближайших выборов нового преемника или перевыборов старого пока еще далеко. Однако вслед за новостными программами довольно постным оказался и развлекательный эфир на новогоднем ТВ, явно не отвечавший представлениям многих зрителей о том, как телеэкран должен реагировать на историческое событие под названием «конец нулевых». В итоге, блоги и форумы рунета переполнены жалобами на «кризис новогоднего телевидения». А особенно смелые авторы утверждают, что «ТВ-кризис» – только отражение кризиса самого новогоднего праздника.
Квартирная выставка «Свободы!» – инициатива молодых художников, которым отказали показать свои работы на дипломной студенческой выставке. Действительно, прецедент отказа стал повседневностью для современного искусства последних лет. Скандалы вокруг выставок «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство» были своего рода сигналом более тревожной симптоматики неолиберального «самоцензурирования». С другой стороны, возросло число нарочито провокативных работ и проектов, которые неожиданно стали приписывать себе политический смысл. Любой повод отказа стал восприниматься как акт цензуры. Эта парадоксальная ситуация выводит нас на более широкую проблему отсутствия четкой и артикулированной позиции художника и погружает в топологию современной неолиберальной биополитики.
Слово «модернизация» стало при осваивающимся в президентском кресле Медведеве таким же модным понятием, как «нанотехнологии» при позднем Путине. Поэтому неудивительно, что первый в 2010 году номер журнала «Эксперт» оказался посвящен истории попыток модернизации, предпринимавшихся в разные эпохи в разных странах мира. Как ни странно, это либеральное издание поставило под сомнение многие либеральные же мифы об экономических и политических реформах.
В свое время об Адаме Грине говорили и писали достаточно. За свои неполные 30 лет он, кажется, успел очень много: был членом довольно-таки знаменитой группы The Moldy Peaches, принял участие в движении анти-фолк (и даже стал главным его представителем), довольно быстро нашел свой собственный, уникальный стиль и записал шесть сольных альбомов, каждый из которых вызвал достаточно широкий резонанс. Недостатка во внимании Адам Грин не испытывает: его часто приглашают на радио или телевидение, о нем не забывают ведущие музыкальные издания и интернет-ресурсы, а в Германии, где он одно время был популярнее, чем в родной Америке, о нем вышло несколько книжек. Благо, писать есть о чем. В конце концов, не так и часто на инди-сцене, которая с каждым годом становится все однообразнее и унылее, появляются персонажи вроде Адама Грина, возродившего образ музыканта-бунтаря 60–70-х.
Всем известна притча о слепцах, которые, ощупывая слона с разных сторон, пытались дать «авторитетное заключение», как же выглядит этот зверь. Однако сюжет древней притчи можно и развить. Как вы смотрите на то, чтобы мнение о слоне высказывали люди, не только не видевшие, но даже не щупавшие слона вблизи? Коллеги средневековых схоластов, которые хотят понять, как же выглядит зверь и среда его обитания, следуя лишь абстрактным умозаключениям. «Индия – это страна, где живут одни плешивые люди», – сразу же вспоминаются положения «не древней, а единственно правильной» науки Старика Хоттабыча.