В настороженный Гамбург нелегально прибывает Исса Карпов (Григорий Добрыгин). Его уже ждут местные спецслужбы, подозревающие в нем исламского террориста и готовые взять в любой момент. Однако глава секретного отдела Гюнтер Бахманн (Филип Сеймур Хоффман) не торопится принимать поспешные решения — он надеется, что Карпов выведет его на более крупную добычу. Задача сложная, требует компромисса, что не всегда находит одобрение у педантичного руководства. Ситуация усугубляется еще и тем, что печально известные события 11 сентября в Америке были спланированы именно здесь, так что скоро в Германию слетятся ведущие представители госбезопасности со всего мира и возьмут контроль над операцией в свои руки.
Тем временем выясняется еще одно важное обстоятельство: у Иссы есть счет в банке на астрономическую сумму и письмо отца на имя банкира, подтверждающее право эти деньги получить (других документов у нелегала не осталось).
Молодой безбилетник заручается поддержкой адвоката Аннабель Рихтер (Рэйчел Мак Адамс) и пытается добиться статуса беженца. Спецслужбы под нажимом Гюнтера Бахманна готовы помочь, но на своих условиях и времени в обрез.
Нежный аромат скандала фильму придает образ Иссы (Ивана) Карпова, сына чеченки и русского генерала, который ненавидит память об отце, возможно, действительно связан с международным терроризмом и ведет себя словно аутичный подросток — даром что по мусульманской традиции оброс бородой, молчалив и недоверчив как взрослый. Его пытали в российских тюрьмах, он бежал и больше ни за что не вернется. Кому-то эта биография может показаться слишком торжественной и идеологически удобной, но у Добрыгина получился пугающе реальный человек, действительно пришедший оттуда, где была война — такая, какую не покажут в кино.
Другой щекотливый момент — не слишком деликатное и не особенно честное поведение американских спецслужб.
Голландский режиссер Антон Корбейн, уже известный по таким работам, как «Американец» и «Контроль», аккуратно разбавляет краски, отчего фильм напоминает по стилистике знаменитый скандинавский сериал «Мост». Большая часть действия происходит «в тени», вечерами, в больничном свете люминесцентных ламп. Такой взгляд, способ отстранено размышлять над проблемой выгодно отличает данный шпионский триллер от многих других представителей жанра. У него появляется особая интонация, замедляющая время, растягивающая пространство настолько, чтобы фигуры головоломки получили свою историю, характер, лицо. Это делает героев настоящими, а их поступки понятными: от человека к действию, через личный выбор к событиям международного значения.
Последняя большая работа Филипа Сеймура Хоффмана.
Вообще, здесь много известных по американским фильмам актеров, причем людей ярких, насмотренных, так что приходится постоянно отвлекаться, чтобы вспомнить, кто тут под чьим прикрытием. Невозмутимая хищница из ЦРУ Марта Салливан (Робин Райт), добродушная защитница эмигрантов (Рэйчел Мак Адамс), испуганный банкир с каменным лицом Томми Брю (Уиллем Дефо)…
У последнего особенно интересная задача: трудно представить человека с более устрашающей внешностью, его демоническое присутствие сгущает тени и добавляет фильму молчаливую обреченность, хотя он занят всего лишь финансовыми операциями. Это скользящий, но меткий удар, нагнетающий атмосферу без стереотипов, подчеркивающий неопределенность и двойственность происходящего.
Забавно, что некоторым западным критикам именно работа спецслужб показалась неправдоподобно жесткой и слишком грязной: похитить человека на улице, накинуть мешок на голову адвокату и правозащитнику, удерживать взаперти без предъявления обвинений — да как такое возможно! Чудовищная несправедливость, злые выдумки Ле Карре, параллельная вселенная… Нам будет легче — мы из нее.
«Самый опасный человек» принял участие в основном конкурсе на 36-м ММКФе в этом году: награды не получил, но заметно выделился среди других работ своей целостностью. Это крепко выстроенное жанровое кино с сюжетом, чуть более невероятным, чем хотелось бы знать, — ровно настолько, чтобы не вызывать отторжения надуманностью, но и не усыплять реализмом из новостей. Британский сценарий, голландский режиссер и международный актерский состав делают его довольно объективным (в пределах возможного) и несколько меняют привычную тональность. Двухчасовое представление смотрится на одном дыхании и оставляет солоновато-горький осадок осмысленно хорошего фильма.