Не так давно белорусских студентов, традиционно инертных, поставили перед фактом. Администрация Белорусского государственного университета принимает решение о введении «Положения о поборах и штрафах» приказом ректора. И 2 ноября на совете Белорусского государственного университета объявили, что студентам придется платить за пересдачу экзаменов и зачетов, за отработку практических и лабораторных занятий.
В пресс-службе БГУ пояснили: «Плата за повторную сдачу экзаменов и зачетов уже давно введена в большинстве белорусских вузов. Наш вуз до последнего времени оставался одним из немногих университетов, где эта практика не применялась. Чтобы повысить дисциплинированность студентов, такое положение планируется ввести».
Да, студенты недовольны, и свое отрицательное отношение к сомнительному новшеству они выразили неожиданно активно. Было создано движение #студентыпротив.
Происходящее, откровенно говоря, сложно назвать полноценным студенческим движем с конкретной программой, лидерами и представлением о средствах и методах борьбы с административным произволом. До того, как новшество было официально принято, активисты собирали подписи против его введения. Протестность и неравнодушие мотивировали присоединиться почти две с половиной тысячи студентов. Время от времени «студенты-против» проводили мелкие акции с тематическими баннерами.
Что в результате? Все те же проблемы, та же ветхость белорусской системы образования. Ее неэффективность, одномерный и однонаправленный характер. Самоуправление? Да, профсоюзы с жесткой «вертикалью» студентов-карьеристов, организации, полностью подконтрольные администрации. Студент бесконечно далек и от преподавателя, и от учебного процесса как такового. Растет плата за обучение, снижается его ценность. Подробно об этой стороне вопроса я писал ранее, рассматривая ситуацию через призму категорий Эриха Фромма.
Немаловажно, что недовольны нововведением не только студенты. Высказались против «административных мер» по форсированию успеваемости и преподаватели. По их мнению, зарплаты от этого выше не станут, а мотивация студентов к сдаче экзамена или зачеты в срок останется такой же.
Отрицательно прокомментировали ситуацию представители Болонского комитета. Они полагают, что Республика Беларусь после вступления в Болонский процесс должна расширять академические права преподавателей и студентов, а не игнорировать их волеизъявление. Существующее самоуправление — унылый шарж, лояльность системе представителей этого «самоуправления» не стоит ставить под сомнение. Реальные потребности ведомых и легко управляемых белорусских студентов этих будущих чиновников интересуют меньше всего.
Сейчас ситуация развивается вяло. Образование в Беларуси — механизм «изъятия» средств у населения, оно экономически эффективно разве что для «власть имущих». Такая тональность процесса «получения знаний» создает атмосферу индифферентности и апатии. Знания? Набор условных рефлексов, лозунгов и обрывочной информации. Гражданская позиция? Поиск своей ступеньки на карьерной лестнице, среди бюрократической возни и интеллектуального бессилия.
Перспективы движения #студентыпротив сейчас не ясны. Это движение не радикального характера и настроено на легальные средства борьбы.
Если вообще борьба будет продолжаться. Сейчас мы наблюдаем рост движения за счет информационного шума, рост не слишком глобальный, но количество подписчиков одноименного сообщества в соцсети увеличивается.
Я вижу два сценария развития событий. Первый будет традиционным для Беларуси. Активисты или организаторы движения затихнут автоматически или с помощью административных мер, а вся эта деятельность будет взята под контроль, либо прикрыта вовсе. Второй вариант, маловероятный. Движение наконец обретет «голос» и программу, радикализуется по европейскому образцу. Последний вариант, возможно, приведет к отмене нововведения или к переменам более существенным. Может быть, закончится показательным разгромом недовольных нарушителей «стабильности», скорее всего, с помощью какой-нибудь удобной для власти провокации. Но это уже другая история.