В Вологодской области начался реальный подъём протестного движения медиков. Причём, что удивительно, застрельщиками выступили сотрудники череповецкой “Скорой помощи”. В Вологде инициативная группа появилась несколько раньше, но целый ряд организационных проблем до сих пор не привёл к выводу возмущённых врачей на улицы.
После “странной забастовки” вологодских врачей в феврале казалось, что никто в регионе всерьёз на улицы выходить не станет. Слишком закрыто медицинское сообщество, слишком не любят врачи выносить сор из избы. Но нет, свершилось.
Как доставали Скорую
Всего вышло сорок человек. Организаторами стали фельдшер психиатрической бригады Илья Ивашов и фельдшер неврологической бригады Олег Иванов. Причём действовали они через официальный профсоюз скорой помощи. Лидер профсоюза Нина Галактионова тоже вышла на пикет, заявив, что полностью поддерживает требования.
Что интересно, в отличие от официальных чиновников из Москвы и других регионов, они хотя и не имеют официального отношения к независимому профсоюзу “Действие”, но благодарят его за поддержку. Потому что видят, какие чудеса может творить солидарность трудящихся.
“Всё идет по тому алгоритму действия, который был написан нами ещё 19 апреля 2013 года, – говорит Илья Ивашов — мы идем до конца. А прессинг еще впереди. Мы готовы. Всё серьезно!”
Кстати, областная власть пообещала повысить зарплату бюджетникам (и медикам в том числе) на 15% с 1 июля. Но накануне пикета выяснилось, что денег в областной казне на это нет. Впрочем, было бы удивительно, если бы они вдруг появились — ситуация с финансами в регионе так и осталась на уровне кризиса. Чуда не происходит, чиновники только делают вид, что всё хорошо.
По поводу 15% медики лишь горько усмехаются и предлагают высчитать самостоятельно насколько увеличится ставка в 3200 рублей. На руки получают больше — но за счёт переработок и повышенного количества ставок.
Вологодские медики жалуются не только на зарплаты, но и на вездесущую оптимизацию. Недавно, например, сократили одну психиатрическую бригаду. Осталась одна на трёхсоттысячную Вологду и на весь Вологодский район, в некоторые сёла которого нужно добираться не один час. Сокращают понятно почему — в этих бригадах всегда была несколько выше зарплата, длиннее отпуска, да и число занятых побольше. Сплошные траты бюджетных денег, ужас просто.
За работу на полутора ставках мой собеседник получает 15 тысяч рублей в месяц. Прожить в Вологде на эти деньги кое-как можно. Но, положа руку на сердце, это издевательство, а не зарплата. Особенно для врача, работа которого это постоянный стресс, боль и страдания. Потому что именно врачи спасают людей не только от инфарктов и почечной недостаточности, но и после автоаварий.
Кухонная оппозиция
Череповец хотя город и не такой уж и маленький (в нём живёт 300 тысяч человек), но крайне стабильный в социальном плане. Всё дело в том, что основная масса его жителей так или иначе связана с двумя столпами местной промышленности — базовым для “Северстали” ЧерМК и точно такими же базовыми для “ФосАгро” “Аммофосом” и “Череповецким Азотом”. Если кто-то теряет работу на этих предприятиях, то пойти больше особо некуда. Если потеряют работу вне этих комбинатов — то и подавно. Поэтому череповчане обычно на митинги не ходят, а если чем и возмущаются, то только у себя на кухнях.
В прошлый раз громкий протест в Череповце был связан ещё с монетизацией льгот. Тогда пять тысяч пенсионеров перекрыли Октябрьский мост, единственный, который связывает центр города с южным, Зашекснинским, районом. С тех пор если какие протесты и были, то связаны они всегда были с деятельностью оппозиционных партий, которые, если по-честному, никакой особой силы в городе не имеют. Впрочем, местная оппозиция связана с местной экономикой не меньше, чем местная власть.
Подоплёка у происходящего в медицине понятна любому россиянину и никакой региональной специфики тут нет. Специфика есть только в готовности медиков к протесту. Причём облздрава бояться особо нечего: чиновники и так понимают, что если они уволят активистов, то лечить станет совсем некому. В Вологодской области медицинских вузов нет, а ближайший находится в Ярославле в нескольких сотнях километров. Ездят учиться туда только истинные подвижники, которых в наше время не так и много.
Высочайшая ревизия
Одновременно с пикетом череповецкой “скорой” регионе посетил ни много, ни мало, а целый полпред с СЗФО Виктор Булавин. В Вологде он встретился с врачами и учителями. “У нас состоялся довольно открытый и заинтересованный разговор, который касался исполнения указов президента от 7 мая 2012 года”, — рассказал он журналистам.
Если выражаться точнее, Булавин посетил детскую областную больницу и среднюю школу №3 города Вологды. Именно детская областная больница считалась одной из горячих точек во время февральской “странной забастовки”. Хотя областные чиновники и пытались скрыть и залакировать многие проблемы, но многое в феврале прорвалось наружу, хотя детально факты подтвердить и не удалось
Сообщается, что губернатор Олег Кувшинников обсудил с Булавиным социально-экономическую ситуацию в области. Он отметил, что ситуация стабильна и прогнозируема, но из-за дефицита бюджета региону может потребоваться поддержка федерации. Если переводить с русского на русский, то глава области откровенно просил денег, объясняя, что исполнить указы президента никак нельзя без финансового обеспечения.
Может быть, это федерация вовремя спохватилась, а может так совпало, но череповецкие медики провели свой пикет в очень удачный момент. В любом случае, важно быть замеченными. Например, вологодские обманутые дольщики в марте пикетировали областное правительство в день приезда Путина. Именно это помогло им остановить губернаторский кортеж и встретиться с первым лицом области. Как знать, вдруг именно Виктор Булавин взмахнёт рукой и осыплет в следующий раз вологодских врачей золотым дождём из рукава?