«Мы должны обращаться к главам семей - к мужчинам и женщинам, которые каждый день принимают на себя ответственные решения: за себя, за своих детей, за родителей, за их будущее». Это слова, которые пиарщики «Правого дела» вложили в уста Михаила Прохорова (человека, у которого, к слову, семьи нет, более того, на ее демонстративном отсутствии долго строился его имидж бонвивана) и которые уже были объявлены успешным (одним из немногих успешных) ходов в дебюте предвыборной кампании нового лидера «обновленной» правой партии.
Пока в Москве спорили о Ливии, ее лидер сбежал. Просто взял и сбежал. Исчез, растворился. И скорее всего никто его не найдет. Каддафи больше нет. Он покинул нас, не попрощавшись. Он даже не стал политическим трупом, а сразу превратился в политического призрака, время от времени посылая из своего потустороннего мира виртуальные сигналы, столь же противоречивые, как и те, что он давал, находясь у власти. Никаких институциональных следов, никакого идейного и политического наследия он и ему подобные не оставляют. Вселенная дискуссии рушится.
После шести месяцев активного сопротивления, бесчисленных яростных речей, леденящих душу угроз и проявлений чудовищной жестокости Каддафи наконец покинул нас. Его крушение, однако, еще далеко не конец борьбы в Ливии. Оно означает лишь начало новой, гораздо более запутанной главы в истории государства. В то время как танки окружают последние позиции сторонников Каддафи в Сирте, набирает обороты холодная война за будущее страны. Общий враг побежден, и те, кто еще вчера были сплочены в борьбе против него, вспоминают о своих разногласиях. Начинается противостояние сил, претендующих на главенство в новой Ливии.
Принято считать, что российский социум не хочет брать на себя ответственность, политически инфантилен, потому как взывает к государству. Отсюда самоуспокоительная уверенность, что недостатки современного левого движения в России суть концентрированное выражение этих родовых пятен.
Есть такое немецкое понятие Schadenfreude — грустная радость, удовлетворение, смешанное с досадой. Прогнозы, которые делались на страницах нашего издания, подтверждаются один за другим. С тех пор, как мировые выпуски новостей заполнились сообщениями о «второй волне кризиса», аналитики «серьезных» буржуазных изданий начали в массовом порядке повторять мысли, высказанные левыми экономистами год или полтора назад, подавая их то как новое открытие, то, наоборот, как нечто очевидное — и забывая сказать, что эти самые идеи, анализ и выводы они отрицали или игнорировали, когда их произносили мы.
В прошлом об армии судили по ее внешнему виду. Оборванные и грязные солдаты и двести лет назад говорили об отношении к ним власти, а заодно и о состоянии страны. Российские вооруженные силы нередко сталкиваются с претензиями по поводу преемственности традиций. Чиновникам нравится предлагать на суд публики новые модели военной формы, как будто что-то меняющие в серых буднях страны и ее армии. Однако мундир остается в России не только без традиций, но и без чести, а это важнее всего.
Лондонский бунт люмпенов некоторые левые обозреватели поспешили назвать антикапиталистическим выступлением молодежи, едва ли не пролетарским восстанием, лишенным, правда, революционного руководства и позитивной программы. Сочувствуя людям, доведенным до отчаяния буржуазной системой, надо все-таки смотреть правде в глаза и не выдавать желаемое за действительное. То, что произошло в Лондоне, заслуживает одного названия — погром. Пролетариат борется совершенно иными способами и с другим настроением. Сейчас самое время вспомнить о великой рабочей забастовке — всеобщей забастовке во Франции, которая прокатилась по стране в мае-июне 1936 года.
Вопрос о будущем арабских революций остается темой острых политических дебатов в России, причем позиции, занимаемые участниками этих споров слишком явно отражают отношение их участников к процессам и людям, окружающим их у себя дома. На этом фоне особое значение приобретают мнения профессиональных арабистов, которые по крайней мере способны отличить информацию от мифов, а факты от предрассудков. Известный исследователь Арабского Востока Григорий Григорьевич Косач уже выступал перед читателями нашего издания после свержения правящих режимов в Тунисе и Египте. На этот раз корреспондент Рабкор.ру попросил его поделиться своими наблюдениями и выводами относительно ситуации в Ливии.
Прогноз политического кризиса подтверждается. И если этот кризис уже сегодня становится фактом в глобальном масштабе, что ждет нас впереди? Ответ, который подсказывает исторический опыт, хорошо известен.
В начале июня 2011 года открылась 54-я Венецианская биеннале современного искусства. Комиссаром Российского павильона Министерство культуры РФ назначило Стеллу Кесаеву, главу-основательницу частного фонда своего имени Stella Art Foundation. Выставочный проект павильона РФ в этом году назывался «Пустые зоны», его представляли Андрей Монастырский и группа «Коллективные действия», куратором выступил Борис Гройс. Анна Быкова задала вопросы Монастырскому и Гройсу о национальной метафоре, партиципаторности, тюрьме и аттракционе.
Продолжают звучать сравнения между бунтами в Лондоне и бунтами в других европейских городах - разбитыми окнами в Афинах и поджогами автомобилей в Париже. И, конечно, здесь есть свои параллели: первоначальная искра полицейского насилия, поколение, чувствующее себя забытым.
Неожиданное вторжение на убогую российскую политическую сцену Михаила Прохорова породило немало вопросов. Например - как человек, широко известный лишь своим огромным состоянием да немного подзабытой историей в Куршавеле, сможет стать лидером партии, которой предстоит сыграть роль главной лояльной оппозиции «Единой России» и триумфально пройти в Думу? Неужели при помощи больших денег и хитроумных технологий он сможет так просто занять место, за которое годами безуспешно боролись герои 31 числа?
Приятно ставить обществу диагноз и обвинять культуру в деградации. Приятно, потому что это снимает ответственность за понимание. Понимание обязывает обозначать связи, а потом и переходить к действию. Кандидат философских наук, заведующий отделением культурологии НИУ ВШЭ, научный редактор журнала «Логос» Виталий Куренной рассказал Рабкор.ру о сегодняшних связях между культурным и политическим процессом.
В советских текстах 1920-х годов женщина рассматривается как существо темное, забитое. Ее надо развивать, подтягивать до уровня мужчины.
Неожиданное вторжение на убогую российскую политическую сцену Михаила Прохорова породило немало вопросов.
«Вторая волна» мирового кризиса похожа на призрак, постоянно напоминающий о себе, но упорно не желающий материализоваться. Ожидание экономического краха превращается в своего рода коллективный невроз, затрагивающий в равной степени верхи и низы, независимо от того, насколько они отдают себе отчет в причинах своего дискомфортного состояния.