Что 9 мая во Львове будет драка, было ясно заранее. Львовские студенты еще 6 мая устроили театрализованное действо «Хватит танцевать под дудку Москвы». Изобразили прибывшую во Львов группу русских «патриотов» с плакатом «Даешь СССР» и белым флагом с надписью «Красное знамя», скандирующих «Ура» и «За Сталина». Представили и возмущенных украинских патриотов, потасовку между обеими сторонами и милицию, волокущую украинцев в участок. Финал пьески – репортаж российского телеканала о том, как «правые радикалы не дали провести мероприятия во Львове на 9 мая», в котором слова украинцев, что они «не хотят крови», на русский перевели как «смерть москалям, слава нации». Через три дня все прошло ровно по этому сценарию, с той лишь разницей, что русские «патриоты» скандировали «Хохлы – параша, победа эта наша!», а представитель краснознаменной «золотой молодежи» стрелял из травматического пистолета. Одним Львовом дело не ограничилось, в Севастополе 9 мая «патриоты» избили замглавы местного ВО «Свобода» шестидесятилетнего Анатолия Декина.
Ганна Герман, официальная советница Януковича и толкователь его изречений, оперативно написала в своем блоге, что все это организовала Тимошенко, чтобы повысить рейтинг себе и понизить «Свободе». Нелепость, но звучит правдоподобно, если формально пользоваться римским методом – ищи, кому это выгодно.
Столкновения в первую очередь выгодны режиму Януковича, их и организовавшему. С 12 мая движение «Вперед» планировало начать акции протеста, чего никто не скрывал. План публиковался в СМИ и интернете: 12 мая митинги в Чернигове, Запорожье, Полтаве, Виннице, Харькове, Львове, Северодонецке и Сквире.13 мая – в Хмельницком, 14 и 15 мая в Киевской области, 16 мая в Кривом Роге. На 14 мая День гнева у здания парламента, 18 мая «весенний марш» протеста должен был войти в столицу, разбив палаточный городок у здания Верховной Рады.
От парламента движение «Вперед», включающее около 60 общественных организаций, профсоюзов, союзов предпринимателей и партий от БЮТ-«Батькившины», «Фронта перемен» до близких к социалистам «Детей войны» требует трех вещей: отмены всех реформ Януковича-Азарова; проведения парламентских и президентских выборов по восстановленной Януковичем конституции 1996 года.; принятие закона, позволяющего смещать всех чиновников вплоть до президента в любой момент. Пункт второй равнозначен немедленным парламентским выборам – по конституции 1996 года они должны были состояться в марте.
Масла в огонь подлила лично Тимошенко, выбив у Генпрокуратуры разрешение покинуть Киев. Съездила в Сумскую область, где, выступая 5 мая перед рабочими Тростянецкого машиностроительного завода, заявила, что «Батькивщина» начала «поквартирный обход, чтобы объединять людей и дать команду о том времени, когда нужно будет совместно действовать. Этот день мы обязательно объявим, и каждый будет его знать. Мы будем действовать как совместная команда. Все мы должны включаться в работу, чтобы страна была такой, какой мы можем ее построить, а не такой, какой хочет ее видеть клановая олигархия». После таких слов в Сумы власть Тимошенко не пустила, а Генпрокуратура отказалась дать разрешение на поездку в Харьков 17-18 мая. Собственно, подписку о невыезде с Тимошенко взяли не из страха, что она скроется за границей, а чтобы она не ездила с агитацией по Украине.
Команда Януковича не питает иллюзий по поводу отношения населения к режиму, и провокация во Львове должна была отвлечь внимание от дней гнева «Вперед» и спровоцировать очередной раскол страны на Запад и Восток. Президенту создают имидж спасителя страны, чья задача заключается в предотвращении бойни между так называемыми правыми и левыми радикалами. Поэтому, следую этому образу, он упорно не подписывает закон об обязательном вывешивании красных флагов на госучреждениях в День Победы и другие юбилейные даты, инициированный самими же регионалами. Так Янукович пытается заработать голоса на Западной Украине. Связанные с этим потери голосов на Юге и Востоке его не беспокоят – там «все схвачено», голосов нарисуют, сколько надо.
Извлечь выгоду поспешила и КПУ. Депутат-коммунист Евгений Царьков обвинил Януковича в пособничестве националистам и выдвинул ему ультиматум: до июня подписать закон, дать статус второго государственного языка русскому, вступить в союз с Россией в рамках ЕЭП и лишить Бандеру с Шухевичем званий «Героя Украины». Иначе КПУ «рассмотрит вопрос о целесообразности пребывания в коалиции». В общем, семьсот какое-то китайское предупреждение. Царьков так вошел во вкус, что пригрозил масштабными столкновениями во Львове 22 июня, на что глава парламентской фракции регионалов Александр Ефремов заявил, что его партия осуждает эту самодеятельность коммунистов. А тем временем Леонид Грач жаловался, что Минюст по указке регионалов отказывается зарегистрировать его главой Коммунистической партии рабочих и селян (КПРС).
Вопреки мнению Ганны Герман, рейтинг «Свободы» после 9 мая не упадет, а вырастет. Русский империализм, о котором так долго мечтали украинские националисты, наконец превратился из мифа в реальность. С логичной реакцией со стороны тех, кто попадает под его каток. В их числе и жители Донбасса, уже ощутившие на себе прелести колониальной политики российского бизнеса. «Свобода» также обретает имидж партии дела, решительно борющейся с режимом, в противовес БЮТ, не идущей пока дальше слов.
Это уже заметно по «Обращению» Львовского облсовета к народу Украины, хотя в нем тягнибоковцев в пропорции меньше, чем в горсовете Львова. Вот фрагмент из этого обращения: «Наша задача – сообща смести эту власть на свалку истории. Только тогда в Украине откроется путь для строительства свободного, богатого и справедливого государства». Кто из украинцев не подпишется под этим? Такие нюансы как цвет флага – красно-черный по диагонали или поперек – для большинства значения иметь не будет, лишь бы автоматы выдали.
Шансы «Свободы», использующей радикальную социальную риторику, привлечь к себе решительно настроенную часть протестного населения сейчас выше, чем у выглядящего умеренным БЮТ. Даже призывая к восстанию, Тимошенко видит его строго в рамках парламентаризма: протестные акции, поддержка со стороны международных структур и победа на парламентских выборах. Возможности «Свободы» ограничены главным образом ее пещерным национализмом, от которого она уже стремится отойти, и связями с регионалами, не столь очевидными большинству. Пока Тягнибок играет роль главного спарринг-партнера Януковича по выборам, но в сценарии всегда возможны изменения.
«Наша Украина», заявив о поддержке акций движения «Вперед», в них не включилась, что действительно было для них сложно, учитывая, как Ющенко сейчас открыто братается с Януковичем, назначившим его сопредседателем музейного комплекса «Художественный арсенал». Он рассчитывает, что Ющенко привлечет инвестиции для завершения этого проекта к Евро-12, что для регионалов важно, ведь кроме церквей в Киеве показывать особо нечего. Ющенко в ответ предлагает Януковичу совместно провести в Украине в 2013 году Всемирный конгресс пчеловодов и обещает частично за свой счет открыть к тому времени еще один музей пчеловодства.
Встревоженный протестными настроениями и активностью оппозиции, Янукович продолжает играть роль доброго царя. С 11 по 13 мая он устроил разнос Азарову, обвинив его в неподготовленности реформы здравоохранения, Табачника обвинил в авторитаризме в управлении университетами, а напуганный Кабмин сам снял с повестки свой законопроект о приватизации на 2011 год.
«Вперед» 12 мая акции начал, но не так масштабно, как планировал. Открылись они митингом в Чернигове в две тысячи человек, где вместе с бьютовцем-мэром Запорожья Александром Сином люди театрально заколачивали в реальный гроб таблички, на которых перечислялись реформы Януковича-Азарова, презентовав им метлу, лопату и вилы. Всего 12 мая, по данным «Вперед», подобные акции прошли в десяти городах, собрав двенадцать тысяч человек.
День гнева 14 мая в Киеве явно не удался: почти полторы тысячи сотрудников внутренних войск и милиции легко отняли палатки у трехсот демонстрантов, собравшихся у парламента, мотивируя тем, что акция запрещена. Шестерых даже арестовали. ГАИ тоже помогло, угрожая лишить лицензий автоперевозчиков, если они повезут в Киев 14 мая из Хмельницкого и Тернополя делегатов ХХ съезда Руха или экскурсантов. В Харькове гневаться вышло 300 человек, в Донецке – 36, в Полтаве – 30. Театрализованные действа, к тому же плохо подготовленные, уже не привлекают. Если гневаться, то реально, поджигая автомобили, хаты и сельсоветы.