Самым важным политическим событием нынешней осени в Португалии стали состоявшиеся 29 сентября в стране местные выборы. Мы попросили прокомментировать контекст и результаты этих выборов профессора Фернандо Серру, работающего в Высшем институте социальных и политических наук Лиссабонского университета.
Недавно глава Европейской Комиссии, в прошлом премьер-министр вашей страны Жозе Мануэл Баррозу заявил, что Европейский Союз в целом с успехом преодолел кризис. Глядя из Лиссабона, как бы Вы прокомментировали этот тезис?
Я считаю, что в отношении португальской ситуации нельзя говорить о полноценном выходе из кризиса. Жесткая экономическая политика, проводимая в Португалии на протяжении нескольких лет, принесла усиление безработицы. Даже если её уровень последние четыре месяца падает, я бы тут не обольщался. Без работы остаются более 16,5% португальцев, но это формальная цифра. Речь идёт о полутора миллионах лиц без работы. Для нашей экономики и социальной сферы опасность представляет растущий дефицит бюджета. Экономисты предсказывают, что и к концу 2013 г. общественный долг будет составлять около 140% валового внутреннего продукта. Уровень инфляции у нас один из самых высоких в Европейском Союзе, а экономика, если брать годовой отрезок, ещё не вышла из рецессии. Наконец, Португалия продолжает оставаться одной из самых бедных в Западной Европе стран. Валовый продукт на душу населения едва достигает трёх четвертей от среднего показателя по ЕС. И кризис только отяготил положение… Вместе с тем, нельзя не признать, что кабинет Пассоса Коэльо, руководствуясь либеральной ортодоксией и требованиями Брюсселя, работает на улучшение макроэкономической статистики. Но… путём наступления на социальные расходы и государственные общественные обязательства. В конце концов, результат местных выборов как раз и показывает, успешно правительство ведёт свою политику или нет.
Каковы были основные ставки сентябрьских муниципальных выборов?
Я бы сказал, как обычно — местные и национальные. Когда избирают более 300 мэров и муниципальных советов, более трёх тысяч приходских советников, нужно отчётливо понимать, что в умонастроениях избирателей доминируют локальные мотивы. Как ваша администрация справляется с образованием, не закрылись ли в вашем городке или деревне амбулатории, как расходуются средства на обустройство населённых пунктов… В условиях системного кризиса местные общественные расходы были сильно подрезаны и это, как следствие, бумерангом ударило по авторитету местных мэров, независимо от того, билет какой партии они носят в кармане. Причём именно эти выборы очень показательны с точки зрения неудач действующих муниципальных команд, даже относящихся к оппозиционному лагерю. Но в условиях тяжёлого кризиса муниципальные выборы всегда имеют красноречивое национальное измерение. И здесь трудно ошибиться, если заранее предсказываешь потери для тех, кто находится у власти. Тем более, если эта политика запирается в спирали мер экономической строгости, как это имеет место с политикой нынешнего правоцентристского большинства. Своим голосованием на муниципальных выборах избиратели посылают явный месседж власти и лично премьер-министру: мы не довольны вашей линией, знайте это! То есть если исходить из доминирующих в обществе настроений, данные выборы 29 сентября рассматривались как средство общественного давления на действующее правительство!
Значит, поражение правоцентристского лагеря было предрешено?
Да. И португальские избиратели наказали правительственные партии. В обществе не существует консенсуса в отношении того, насколько хороша и спасительна для Португалии «политика меморандума», согласно которой все финансовые, социальные и экономические меры властей направлены на сокращения государственного долга в соответствии с обязательствами, взятыми по отношению к «Тройке» ключевых кредиторов. Люди возмущаются тем, что Баррозу, Драги и Лагард по сути диктуют португальцам, как себя вести. И своим протестным голосованием против правительственных партий они хотели сказать, выражаясь словами мэра-социалиста Лиссабона Антонио Косты, что «нужно менять этот курс, и делать это быстро». Величина потерь правых партий впечатляет, особенно слабый результат второй по значимости партии правительственного большинства — Народной партии, превратившейся за последние два года в весьма зависимую от Педро Пассоса Коэльо структуру. Но и главная сила большинства Социал-демократическая партия понесла тяжёлые потери. Она сильно отстала от победителей-социалистов. Как за таковую, за список Социал-демократической партии отдали голоса лишь менее 17% избирателей. Социал-демократы расстались с многими муниципальными мандатами, потеряли более 30 мэрских постов. Социал-демократы, среди прочего, потерпели поражение в своих бастионах, включая города Порту и Синтру. Тут можно не сомневаться: избиратели руководствовались как местными, так и национальными ставками…
Для социалистов минувшие выборы оказались триумфом. Стало быть, партия успешно преодолела своё болезненное поражение 2011 г.?
Хлёсткое поражение на выборах в Ассамблею Республики, последовавшее более двух лет назад, было как раз результатом расплаты социалистов за начатую ими же политику жесткой экономии и сокращений. Впоследствии кабинет Коэльо продолжил и развил эту политику, сделав её ещё более ярко антисоциальной. Да, Социалистическая партия, перейдя в оппозицию, оказалась даже в более лёгком положении. Теперь её депутаты перестали нести груз ответственности за принимаемые решения. Даже если Социалистическая партия в целом одобрила Меморандум с «Тройкой», социалисты в стенах Ассамблеи не голосуют ни за бюджет, ни за конкретные «сократительные» законы. А на инициативу Президента Каваку Сильвы войти в широкое «европейское большинство» в парламенте они вообще не отреагировали! После неудачи в 2011 г. в руководстве партии произошли изменения, на место проигравшего бывшего премьер-министра Жозе Сократеша пришёл молодой и энергичный политик Антонио Жозе Мартин Сегуро, кстати, дипломированный специалист по международным отношениям. Он очень умелый тактик. Он и его команда вдохнули «новый ветер» в паруса партии. И в итоге 29 сентября мы наблюдали настоящий триумф социалистов, поскольку эта партия за всю недавнюю историю показала самый положительный для себя результат. Социалисты провели в муниципальные советы свыше 900 представителей, победили почти в 150 мэриях, в том числе в крупнейших городах страны — Лиссабоне (где социалист Коста одержал третью подряд победу) и Порто. Но есть и горький момент — потеря в пользу Социал-демократической партии нескольких своих опорных пунктов (и здесь опять о себе говорит «эффект недовольства» сокращением местного финансирования), таких, как Брага. Но в целом победа социалистов носит полновесный характер; выборы без экивоков показали, какая партия сегодня должна считаться «первой партией» республики
Профессор, как Вы оцениваете результат коммунистов?
Голосование в конце сентября было не только всеобщим порицанием для партий правого центра. Итог локальных выборов — это и совокупная победа всей португальской левой. Если взять все полученные левыми голоса, мы получаем цифру более 50%, что, согласитесь, феноменальный результат. Коалиция демократического единства, состоящая из Португальской коммунистической партии и Зелёных, набрала чуть выше 11% голосов, это явный третий результат по стране. В отдельных советах и приходах этот результат превышал 20%. Но даже если мы забудем о новых постах муниципальных советников и 34 избранных мэрах, в том числе в ранее «социалистических» городах (плюс пять по сравнению с прошлыми выборами), я всё же осмелюсь сказать, что главное не в этом.
Коммунистическая партия сохраняет свой стабильный электорат, несмотря на все перипетии с основными политическими игроками. Это я связываю с очень последовательной политической стратегией коммунистов, которая не подвергается ревизии под воздействием конъюнктурных изменений. Таким образом, Коалиция демократического единства сохраняет своё прочное место в португальской политике. И я не уверен, что в будущем социалисты смогут игнорировать коммунистический фактор.
Наконец, уважаемый коллега, прошу Вас сказать несколько слов о результате Левого блока.
Эти выборы вновь показали, что Левый блок воспринимается массами левых избирателей именно как партия на национальном и даже на европейском уровнях, но никак не на местном. У Левого блока по-прежнему большие слабости в работе в муниципалитетах. Скверный результат — восемь избранных советников и ни одного мэра, — это ещё определённое порицание в связи, я бы сказал, с неопределённой тактикой этой политической силы. С одной стороны, есть желание сделаться «португальской СИРИЗА» и выпячивать на первый план свою особость и полезность обществу. В то же время, вспомним, что на прошлых президентских выборах Левый блок поддерживал кандидатуру, выдвигавшуюся социалистами. Руководство Левого блока с прошлого года отстаивает концепцию нового левого большинства. Но до сих пор нет ясного и чёткого ответа на вопрос: а включаете ли вы в это большинство Социалистическую партию? Голосование в последнее воскресенье сентября показало, что даже если общая явка по стране была относительно слабой, португальские избиратели не видят возможных изменений без участия Социалистической партии. Я надеюсь, что лидеры Левого блока сумеют разобрать это послание. Но, в то же время, я хочу верить и в то, что социалисты после столь высокого результата продолжат оказывать моральное политическое давление на правительство с тем, чтобы оно пересмотрело пакет своих антисоциальных реформ.