На вопросы корреспондента Рабкора о религии и атеизме, современной атеистической литературе, и религиозном воспитании ответил Василий Томсинский – психолог, председатель правления общественного регионального фонда содействия продвижению идей секуляризма "Здравомыслие", создатель и редактор сайта "Теория эволюции как она есть".
В последнее время, в российском обществе наметился раскол по религиозному принципу. Последней каплей, конечно, стало дело Pussy Riot. Но раскол намечался и до этого, достаточно вспомнить скандальное закрытие выставки «Осторожно религия». Конечно, в разжигании вражды виновны не только «защитники веры», но и противники. Скажем, акция Femen, кажется, не преследовала никаких целей, кроме желания позлить православных. И всё же атеистическое сообщество, по сути, лишено правf голоса, по крайней мере, на федеральных каналах и едва ли может обозначить свою позицию по отношению к подобным провокациям. Да и вообще, когда речь заходит о диалоге церкви и общества, как правило, игнорируется тот факт, что в этом обществе, помимо людей воцерковленных есть и убежденные атеисты. Показателен здесь круглый стол проведенный редакцией журнала «Большой город»: собрались священники, «эксперты» и ни одного представителя атеистического сообщества. Насколько сегодня, в подобных условиях можно говорить о диалоге двух частей общества? И предпринимаются ли какие-то попытки его наладить?
Не думаю, что общество раскололось по религиозному признаку. Пока в противостояние вовлечен очень небольшой процент граждан. Более того, религиозные противоречия – это довольно незначительная часть назревших в обществе противоречий. Сейчас раздается немало голосов, призывающих к поиску согласия, но никто совершенно не представляет, как это согласие искать, кто будет соглашаться и с чем. Да и вряд ли согласие здесь вообще достижимо – участники настроены крайне непримиримо, а их идеалы взаимоисключающие. Поэтому в перспективе раскол в обществе усилится и в противостояние постепенно будет втягиваться все больше людей.
У скандалов вокруг церкви, возникших на фоне политических протестов, оказалось два главных итога. Во-первых, вокруг Московской патриархии сплотились разные группы православных радикалов, от которых ранее церковное начальство более или менее старалось дистанцироваться. Во-вторых, РПЦ испортила отношения со множеством статусных персон, которые определяют информационный фон. В дальнейшем это сыграет против РПЦ.
Атеистическое сообщество крайне маргинализовано и малочисленно, поэтому даже удивительно, что атеистам удается быть замеченными. Кроме того, у атеистов в целом нет ни вдения желательного будущего, ни программы действий, что делает атеистов пассивными наблюдателями. Сегодняшнее недовольство церковью происходит не от недовольства религией. В большинстве своем те, кто в последние месяцы оказался на критически настроенной к РПЦ стороне, хотели бы видеть в розовом свете и православие, и церковь. Людей возмущает, что церковники пытаются представить себя почти святыми, а в реальности живут почти как чиновники. Если учесть, что запрос на атеизм в обществе стремится к нулю, то игнорирование атеизма в общественном пространстве соответствует status quo, как бы обидно это ни звучало для атеистов.
И всё же довольно показательна ситуация на книжном рынке, точнее его лидеры, показывают, что раскол увеличивается. Лидер продаж этого года «Несвятые святые» Архимандрита Тихона Шевкунова. Это, как сказал прозаик Дмитрий Данилов, прекрасная проповедь, но всё же не литература. На ММКВЯ именно «Несвятые святые» становятся книгой года. В прошлом году одной из самых читаемых книг была «Эволюция человека» Александра Маркова – двухтомник, написанный с вполне антикреационистских позиций. То есть и книжный рынок показывает четкое разделение. Конечно, спрашивать вас о последних тенденциях религиозной литературы было бы странн, но вот о том, какие за последние время появились интересные книги атеистической направленности, думаю, вы сможете рассказать?
Книжный рынок работает на спрос, то есть он будет предлагать то, что лучше продается. Если возникнет спрос на книги по Вуду, в следующем году они станут лидерами продаж. В атеистическом сообществе главной книгой остается «Бог как иллюзия» Ричарда Докинза. Это сочинение, которое действительно владеет умами. Недавно вышло сразу несколько переводных книг антирелигиозной направленности. Это «Конец веры» Сэма Харриса, «Теряя веру. Как я утратил веру, делая репортажи о религиозной жизни» Уильяма Лобделла и «Бог не любовь. Как религия все отравляет» Кристофера Хитченса. Они интересны тем, что переосмысливают антирелигиозную позицию в свете современного сознания. Долгое время атеисты критиковали религию, обращаясь главным образом к истории, припоминая дело Галилея, крестовые походы и т. п. Авторы упомянутых трудов делают антирелигиозную позицию повесткой сегодняшнего дня.
Видимо, введение курса «основы религиозной культуры и светской этики» неизбежно. Сложно судить об аналогах, но в отечественной ситуации это может привести только к обострению конфликта: ещё в школе будет закладываться деление на православных и не православных, верующих и не верующих. Не говоря уже о том, что представители малых конфессий и религиозных направлений будут обойдены вниманием – едва ли появится в школах этика и культура шаманизма или староверия разных толков. По сути речь идет об установлении монополии на веру крупными организациями, такими как РПЦ МП. Каковы, по вашему мнению последствия введения этого курса в школах? Можно ли, на ваш взгляд, уже сейчас говорить о первых результатах?
Как ни странно, эффект от введения этого курса будет практически нулевым. И я уверен, скоро церковные функционеры осознают, что предмет, который они так долго старались протащить, не дает того эффекта, на который они надеялись. Дело в том, что образ жизни человека определяется не тем, к чему его подталкивают на уроках в школе, а самой жизнью. Дети учатся не на абстрактных рассказах, а вовлекаясь в повседневную деятельность. Между тем, представленный курс, состоящий из бессвязного набора высокопарных максим, непригоден для применения после урока. В итоге по окончании курса, его содержание благополучно будет забываться, а с вступлением в подростковый возраст, когда начинается рождение взрослой личности, вспоминать будет уже нечего. В сумме, монстрический ОРКСЭ оказался и должен был оказаться бессмысленной тратой сил, времени и денег.
ОРКСЭ также стал прекрасным тестом на православность наших сограждан. Социологические опросы фиксируют, что значительное большинство россиян положительно относятся к православию и религии в целом. Однако светские модули по курсу, который по факту создавался под РПЦ, выбрали в сумме 67% родителей. То есть у многих православие ассоциируется с чем-то хорошим, но обучать ему детей в школе хотят немногие, менее трети родителей.
Возможно, есть ещё какие-то проблемы во взаимоотношениях атеистов и верующих, о которых вы хотели бы сказать и о которых я не спросил?
Пока и у тех, и других отсутствует какое-либо понимание того, что нужно не мешать жить друг другу. Верующие искренне не понимают, что не все будут рады, если в их жизнь вторгнется назойливый крестный ход или утренний колокольный звон из построенного под окнами храма. При этом «недовольные» могут даже любить и храмы, и колокольный звон, но все хорошо на своем месте. Скажем, человек может любить симфоническую музыку, однако, чтобы ее послушать, он отправляется в концертный зал, и будет против, если симфонический оркестр станет играть у него под окнами спозаранку. С другой стороны, атеисты часто намеренно демонстрируют пренебрежение к проявлениям религиозности, даже тогда, когда эти проявления их лично не затрагивают. Стремление не наступать друг другу на мозоли у верующих и атеистов пока не просматривается.