Иван Алексеев, он же Noize MC — известный талантливый рэп-исполнитель, который может сочинять ироничные фристайлы как на сцене клуба Б2, так и выступая на Арбате. Недавно он написал песню «Мерседес s-666», посвященную ДТП на Ленинском проспекте. В ней он обвинил пассажира «мерседеса», вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова в смерти пассажиров «Ситроена» Веры Сидельниковой и Ольги Александриной, высказавшись против официальной версии ГИБДД. Трек уже получил всероссийскую известность. О новой песне Noize MC и его взглядах на жизнь с ним побеседовал корреспондент Рабкор.ру Павел Никулин.
Почему ты написал песню «Мерседес S666»?
Я имею личную заинтересованность. Дело в том, что погибшие — близкие родственники моей подруги, Анастасии Александриной. За рулем была ее сестра. О ДТП на Ленинском проспекте я узнал из первых рук: мы созванивались с Настей, и она рассказала о том, что случилось. Настя описала, как эту версию описывают в ГИБДД. Я был просто в бешенстве.
Мы находились на гастролях во Владивостоке, у нас был свободный день, и я тут же забил студию у знакомых реперов и, пока ходил по городу, написал текст песни. Все было сделано в кратчайшие сроки, нам помогла и разница во времени с Москвой. Дальше в Москве уже нарезали клип. Я до сих пор не знаю толком, кто конкретно его сделал. Потом я по всем контактам в почте разослал эту песню.
Ты ее уже исполнил в нескольких клубах…
Да, я уже несколько раз выступал с ней. Был концерт в Москве в клубе Б-2, были выступления в Сургуте и Нижневартовске. Клип на эту песню уже показало нижневартовское телевидение, телекомпания «Транзит». К нам подключились другие средства массовой информации: передача «Рифма на ритмах», на станции «DFM Владивосток»… В общем, нас поддержали многие.
Я очень благодарен за то, что вы не даете замалчивать подобное происшествие.
То, что сейчас ведется следствие и заведено уголовное дело, которого, скорее всего не было бы, это уже небольшая победа. Я считаю, что все делается правильно.
Ты не боишься, что на тебя подадут в суд, обвинив в клевете?
А что, меня посадят вообще за клевету? Это же, по-моему, административное дело. Уголовное? Ну, посмотрим. Если таково будет развитие событий, то я не буду вести себя как маленький мальчик и говорить: «Ничего не было, и вы вообще не так меня поняли». Все всё поняли правильно.
Твою песню хотел ставить на «Эхе» Артемий Троицкий. Как ты думаешь, это цензура?
Я не присутствовал при разговоре Троицкого с Бунтманом. Насколько я знаю программных директоров, это может быть как форматом, так и цензурой. А может и форматом и цензурой сразу. А вот радио «Маяк» побоялось устраивать эфир со мной. Они считали, что «представят ситуацию однобоко».
В СМИ началась кампания по обвинению тебя в кровавом пиаре. Что ты на это ответишь?
Единственная причина, по которым трек не сделан анонимным, — это то, что к созданию сразу пришлось подключать своих друзей. Эта песня — моя гражданская позиция. Эта песня — месть за близких. Тот, кто считает, что на таком можно пиариться, — просто долбоеб.
Почему ты считаешь, что Барков виноват?
Это достаточно очевидно. «Ситроен» не мог нарушить правила, как это утверждают гаишники, чисто физически. Дело в том, что на полосе, по которой двигался «Мерседес», был очень плотный поток машин, и «Ситроен» при всем желании не мог вклиниться на встречку и врезаться именно в «Мерседес».
Это нужно было проявить недюжинный скилл камикадзе. Это в принципе невозможно.
Поведение «Мерседеса» вполне объяснимо: он стоял в пробке и не хотел этого делать, в итоге выехал на встречку, чтобы обогнать поток машин, и тут же врезался в «Ситроен».
Об этом свидетельствуют все факты, да и вообще любой человек, даже имеющий две извилины, может сделать из этого однозначный вывод. Более того, мне кажется, тут имеет место классическая формула «На воре и шапка горит». Судя по реакции того же «Лукойла» и самого Баркова вывод однозначен.
Сразу же была состряпана версия, что виноват «Ситроен», «Лукойл» объявил, что никаких компенсаций родственникам погибших заведомо выплачивать не будет, потому что их водитель ничего не нарушал, у них все сотрудники проходят многократную проверку и этого не может быть, потому что не может быть.
Меня обвиняют, что я до результатов следствия делаю однозначные выводы о вине Баркова, но никто почему-то не вспоминает о том, что «Лукойл» обвинил в аварии «Ситроен», также до какого-то следствия.
Я отдаю себе отчет, как будет дальше развиваться ситуация. В связи с шумихой вокруг этого процесса дело замять не удастся, скорее всего, будет доказана вина «Мерседеса», водителя посадят, Барков останется на свободе.
В конце клипа на твою песню о ДТП, идут титры: «Мы должны остановить убийц со спецномерами и спецсигналами». Как это сделать?
На это есть законы. А еще не надо раздавать всем подряд номера. «Мерседес» — все-таки не «скорая», которая едет к умирающему.
Ты знаешь, что люди, далекие от политики, готовы устраивать флешмобы и акции, они хотят бойкотировать заправки «Лукойла»?
Бойкот «Лукойла» — отличная идея. Позиция, которую заняла компания «Лукойл» в вопросе о ДТП, показала, что благотворительность, которой «Лукойл» так кичится, гроша ломаного не стоит в моральном плане. Это делается исключительно для отвода глаз, чтобы снизить налоги. Разве можно верить в благотворительность, если компания сразу говорит, что компенсаций родственникам погибших не будет.
Когда я договаривался об интервью, меня предупредили, что ты не хочешь, чтобы твое имя и этот случай использовали для своих целей политики.
Естественно. Позиция с оппозицией мне по боку. Я скептически отношусь к политикам к молодежным, шмолодежным, старческим и пенсионерским движениям. В большинстве случаев, когда люди начинают этим заниматься, они сталкиваются с огромным количеством коррупции, грязи, и я пока не вижу какой-либо политической фигуры, которой можно было бы довериться.
А ты следишь за политической жизнью?
Не особо. Иногда на меня выходят люди и просят написать гимн тому или иному движению. Они просят сделать какие-то вещи… Нихуя я не сделаю. Мне это неинтересно.
А антифа или, например, анархисты тоже не вызывают доверия?
Я воспринимаю их как футбольных фанатов. Они прикрываются какой-то либо идеей, чтобы тестостероном поиграть. Их единственная мотивация — дать пизды тем, кто не такой. Это точно такая же мотивация, как и у и фашистов. Для того, чтобы не быть фашистом, не надо становится антифашистом. Этого очень многие не понимают.
А к самой идее антифашизма ты как относишься? Ты ведь без расовых предрассудков?
Я абсолютно без расовых предрассудков, но само понятие «антифашист» уже настолько опошлено, что называть себя антифа как-то странно.
Но нацистов ты не любишь?
Естественно. Но справедливости ради надо признать, что по методу своей деятельности фашисты и антифашисты во многом схожи. Страх и гнев ведет на темную сторону Силы, сделав один шаг в эту сторону, ты уже не сможешь свернуть. Это великая цитата.
Сейчас судят двух членов националистической организации, которых подозревают в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Убитые придерживались антифашистских взглядов, а ты говоришь, что методы те же. Как так?
Это ужасно. Я, к сожалению, не знаком близко с этой историей. Вообще, противостояние наци и антифа — для меня очень скользкая тема, я недостаточно подкован, я не знаком с какими-то крупными антифашистскими лидерами, чтобы что-то утверждать. Я лишь могу сказать, что подобная движуха вызывает у меня подозрения. Все, что имеет отношение к политике, зачастую имеет гнилую подоплеку, у меня жесткое недоверие к политике и политическим деятелям.
У тебя часто в песнях поднимается тема наркотиков, и часто — в положительном ключе. Ты употребляешь?
Сейчас я ничего не употребляю. У меня был опыт в общежитии, когда и были написаны большинство «наркотических» песен. Я так или иначе поднимаю проблему наркотиков. Например, я исполняю песню «Жизнь без наркотиков». Из-за нее я имел общение с Госнаркоконтролем, а ведь в песне описывается позиция человека, который не собирается бросать употреблять. Он понимает, что это плохо, но не может бросить, но это же на самом деле по большому счету так и есть.
Когда пытаются завести шарманку «Выбери жизнь без наркотиков», человек не чувствуют никакой связи между собой и тем, что ему предлагается сделать. Но есть позиция человека, описанная в песне. Она задевает сильнее. Перед тобой оказывается лирический герой, который думает так же, как и ты, и ты понимаешь, куда это все ведет.
Я понимаю, что сарказм и ирония — вещи неоднозначные и их можно по-разному трактовать.
О чем ты общался с Госнаркоконтролем?
После «Яга-феста» я общался с наркополицией на тему песни «Добро пожаловать на героин-фест», но заодно они ознакомились и со всем моим творчеством.
Как ты относишься к милиции?
В основном негативно. Я много раз с ними сталкивался, и это не кончалось ничем хорошим. Милиция очень сильно коррумпирована.
А реформа милиции что-нибудь изменит?
Я не знаю. Я не занимаюсь политикой, не интересуюсь ей. Я занимаюсь музыкой, подмечаю тенденции, описываю их в стилизованной форме, какие-то моменты преувеличиваю, над какими-то иронизирую и не стремлюсь предлагать всем готовые ответы. Я музыкант. Моя работа, знаете ли, пиздеть. Я смотрю по сторонам и об этом говорю. Можно об этом по-разному судить. Может быть, я не прав, но я искренне говорю о тех вещах, которые меня волнуют. Это самое главное.
Ты свой последний трек выложил в интернет и не стремишься на нем заработать денег. Можно выкладывать твои треки на торренты?
Понятно, что это неизбежно, звукозаписывающая студия пытается с этим бороться. Я понимаю, что пиратство не остановить. Я пиратку, например, коллекционирую. А с интернет-пиратством вообще невозможно бороться.
Ты зарабатываешь деньги концертами?
Да, я зарабатываю деньги концертами.
У тебя есть интерес борьбы с пиратами?
Я не собираюсь кричать «Ату его, ату!». В преследовании пиратов есть интерес у дистрибьюторов, которые имеют на это право. И пусть делают что хотят, а те, кто распространяют эту музыку, тоже пусть делают что хотят.
Кто-то хочет из уважения к артисту купить лицензионный диск и покупает. А кто не хочет — не покупает. Пытаться ограничить доступ и вызвать таким образом покупательский спрос странно. А компания думает иначе.
«Торрентс.ру» сейчас закрыли за пиратский софт, что ты думаешь об этом?
С софтом сложнее. Если музыканты зарабатывают концертами, и от доступности их музыки зависит сколько людей придет к ним на концерт, то в случае с играми и программа ситуация гораздо сложнее. Программисты не ездят с концертами. Они сделали нужный продукт, за который никто не хочет платить, они не проедутся по стране с туром потом. Надо войти в их положении. Хотя при этом, я сам не без греха, я, бывает, скачиваю музыку с торрентов.
В песне «Из окна» ты негативно отзываешься о ТВ, в песне «Николай Фандеев» — о некомпетентных музыкальных критиках. Какого ты мнения о журналистах?
Дерьма на телевидении действительно хватает, но из-за последней ситуации ко мне приходят корреспонденты от разных каналов. Это люди, которые действительно желают разобраться в той истории. Я понимаю, что работает, молодежь, которая видит все достаточно наивно, но еще продюсеры существуют, их личная заинтересованность. Так что чем канал ближе к правительству, тем сильнее видно, что журналист пытается сгладить углы. Я давал интервью РТР (Россия-24?) и РЕН-ТВ, так вот первые очень уж осторожничали.
Ты перепевал песню с Ляписом «Капитал», твои взгляды на жизнь скорее левые?
Ну если все-таки себя характеризовать, то скорее левые, но это в общем-то нормально для музыканта.
То есть для музыканта это нормально — быть левым?
Да… Ха, вот ты записал то, что тебе было нужно.