Представители различных общественных организаций Алтая подписали требование провести справедливое расследование случившегося и наказать виновных и покровителей браконьерской охоты, даже если они находятся в республиканском правительстве. В Горно-Алтайске прошел митинг с аналогичными требованиями. Обозреватель Рабкор.ру Михаил Нейжмаков встретился с одним из организаторов кампании протеста против браконьерства, лидером Движения «Белая вера» за культурное возрождения Алтая Акаем Кине (Кыныевым), чтобы узнать подробности ситуации, складывающейся в Горном Алтае.
Акай, расскажите, пожалуйста, какие политические силы республики оказались вовлечены в кампанию против браконьерства, начатую после январского инцидента.
Во все времена номенклатуре удавалось разделять общественные движения по различным формам – национальным, религиозным и политическим, и на этих противоречиях строить защиту своих личных интересов, выраженных в той или иной должности. Но, к большому сожалению, вечно кормящихся у власти в эту кампанию были вовлечены самые разные политические партии – и левого, и правого толка, и «зеленые». Среди тех, кто осудил высокопоставленных браконьеров и потребовал расследования ситуации с незаконной охотой, оказалось 24 общественные организации, сторонники самых разных сил – от «Русского центра» и представителей алтайцев до КПРФ, «Яблока», «Справедливой России».
Но в прессе появилась информация, что кампанию протеста поддержали даже отдельные представители «Единой России»?
Да, нас поддержали и члены «Единой России», естественно, рядовые активисты, по собственной инициативе.
А какова позиция Курултая алтайского народа по этим событиям?
Курултай алтайского народа изначально планировался как общественный орган для выражения и защиты интересов коренного этноса Республики Алтай – алтайцев, но его сразу обуздала один из кланов партийно-комсомольской номенклатуры (слово «элиты» сказать язык не поворачивается), и поэтому во главе него поставлен человек, связанный с республиканским руководством, бывший третий секретарь обкома КПСС Б.К. Алушкин. Но внутри президиума Курултая существуют серьезные разногласия, и его члены не принимали решений в поддержку правительства, многие рядовые представители общин выступают против политики правительства республики. Больше того, представители курултая Кош-Агачского района выразили недоверие Эл Башчы. Впрочем, СМИ это замалчивают, что – собственно, обычный метод манипулирования общественным мнением.
Ваши противники обвинили участников кампании протеста против браконьерства в том, что ее участники ведут республику к утрате ею статуса отдельного субъекта федерации и присоединению к Алтайскому краю. Насколько вообще актуален вопрос присоединения республики к другому региону?
Эта проблема неактуальна уже года полтора, но ее сейчас снова вытащили, чтобы очернить противников руководства региона, обвинив их в посягательстве на статус республики. И противопоставить нас обществу, хотя общество как раз настроено против республиканского правительства. К большому сожалению, именно республиканское правительство своими действиями ведет к дестабилизации и социальной напряженности в регионе, искусственно разделяя общество.
Кроме того, как раз тогда, когда обсуждался вопрос о вовлечении нашей республики в процесс укрупнения регионов и ее присоединении к Алтайскому краю, многие из тех, кто подписал сегодня обращение против браконьерства, в отличие от чиновников, выступали против изменения статуса республики. Против выступал (и был одним из организаторов митинга против укрупнения регионов, проведению которого отчаянно сопротивлялись власти предержащие), Владимир Иванович Петров, известный в Горном Алтае общественный деятель, один из организаторов и нынешнего митинга против браконьерства.
Насколько нынешнее руководство Горного Алтая укоренено в республике?
Эту команду в свое время выпихнули из Алтайского края. Сначала они выступали за присоединение Республики Алтай к Алтайскому краю, но теперь, когда они оказались без политического и административного ресурса, им стало выгоднее пользоваться статусом республики для отстаивания личных экономических интересов. Именно для получения подрядных работ своими аффилированными компаниями для выполнения ряда программ федерального значения и была куплена у представителей Администрации президента РФ должность главы Республики Алтай и поставлена марионетка Александр Бердников. Поэтому эту команду и просят уйти – именно из-за ее многочисленных нарушений.
Сказывается ли разделение «пришлых» руководителей и местных политиков на партийной системе республики?
Команда, пришедшая в республику вместе с ее нынешним главой А. Бердниковым, сосредоточена в основном в «Единой России», через которую они лоббируют свои интересы, тем самым дискредитируя данную политическую партию в глазах общественности. Хотя и там уже возникают разногласия, и эти разногласия наверняка будут усиливаться в преддверие выборов в заксобрание, которые состоятся через год. История с браконьерской охотой только привлекла к ним дополнительное внимание. В остальных партиях нет таких противоречий – как они были местными, так и есть. И тот факт, что команде Бердникова выгоднее использовать площадку «Единой России», только дискредитирует эту партию.
Насколько известно, в истории республики уже был прецедент жесткого противостояния оппозиции с региональным правительством. В 1998–2002 годы, когда у власти в Горном Алтае находился Семен Зубакин, дошло до того, что глава республики даже не был приглашен на национальный праздник Эл-Ойын. Возможно ли сегодня что-то подобное?
Группа алтайцев, разыгрывающая национальную карту, находится во власти и сейчас: они занимали места там при предыдущих главах республики (Зубакине и Лапшине), занимают их и при Бердникове – вспомним того же главу регионального законодательного собрания И.И. Белекова и заместителя председателя правительства Ю. Антарадонова. Но, разыгрывая национальную карту, они защищают свои узкокорпоративные интересы. Они начали выступать таким образом при Зубакине, обернув против него поднятую им же тему взаимоотношений национальных общин в республике (только Зубакин пытался выступать от имени русских). Эта команда выступает от имени коренного населения Алтая, но их подлинная цель – сохранить свои должности и передать их своим детям.
Чем еще занимается Движение за культурное возрождение Алтая, кроме охраны окружающей среды?
В традициях алтайцев важное место занимают как раз гармоничные взаимоотношения с окружающим миром, уважение к природе. Мы выступаем и за уважение к сакральным местам, возрождение традиционного мировоззрения. Если общество вновь вспомнит о традиционных нормах обычного права, не нужно будет даже менять законодательство – в том числе и о браконьерстве. Никто не сможет нарушить эти законы, если внутри него будет твердый моральный стержень, если человек будет помнить о нравственных правилах, которые нельзя нарушать.