Североатлантический альянс во вторник провел чрезвычайное заседание Североатлантического совета на уровне послов по запросу Турции. Заседание было созвано на основании статьи 4 Вашингтонского договора, которая предполагает консультации в случае, если кто-либо из союзников по НАТО заявит об угрозе территориальной целостности, политической независимости или безопасности одной из стран-членов альянса.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что все члены Альянса выразили решительную поддержку Турции по ситуации на границе с Сирией и Ираком. Хотя Севератлантический альянс приветствует усилия Турции по противодействию “Исламскому государству”, однако Столтенберг выразил уверенность, что у турецких властей для этого достаточно собственных ресурсов.
Столтенберг также указал, что Турция со своей стороны тоже не просила дополнительного военного присутствия НАТО в связи с ситуацией с безопасностью в стране. Правила НАТО предусматривают взаимную помощь, если кто-то из союзников становится объектом нападения, однако Анкара не апеллировала к статье 5 договора, требующей от стран-союзниц рассмотреть военные действия. “Турция не просила никакого дополнительного военного присутствия НАТО в стране. Мы все знаем, что Турция является верным союзником. Турция имеет очень способные вооруженные силы, вторую по величине армию в альянсе”, — отметил генсек.
“Если член НАТО становится объектом атаки, НАТО оказало бы ему поддержку любыми путями”, – заявил президент Турции Реджеп Эрдоган. — “В настоящий момент Турция является объектом нападения и прибегает к своему праву защищаться, и будет поступать так до конца. Но мы говорим, что это могло бы быть обязанностью НАТО, и мы просим НАТО быть готовым к этому”.
В то же время европейские лидеры предостерегли турецкие власти от эскалации конфликта с курдами на севере Ирака, которая грозит отбросить далеко назад и без того трудный мирный процесс. Накануне Столтенберг открыто предостерег премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу от углубления конфликта с курдами на севере Ирака. “Все страны имеют право на самооборону, но важно, чтобы эти меры были соразмерными”, – отметил генсек НАТО.
Отметим, что на заседании Брюссель также публично отмежевался от инициативы, обсуждавшейся на прошлом неделе в телефонном разговоре президентами США и Турции, по созданию вдоль сирийской границы буферной зоны между Турцией и ИГ.
Ранее Турция заявляла о намерении создать «буферную зону» на территории Сирии вдоль турецкой границы. Предполагалось, что 100-километровая полоса должна быть очищена от боевиков ИГИЛ и должна стать «зоной спасения» для беженцев. Турецкое руководство заявляет, что хочет таким образом поддержать умеренную часть сирийской оппозиции. В Вашингтоне сначала соглашались с данной идеей, хотя и подчеркивали, что не видят необходимости вводить над Сирией бесполетную зону.
Основанием для созыва чрезвычайного заседания НАТО стал теракт в турецком городе Суруч. Террорист-смертник подорвал себя в студенческом лагере, в результате погибли 32 человека. В ночь на 26 июля на юго-востоке страны произошел еще один теракт, его жертвами стали двое военных. После теракта турецкая авиация нанесла удары по позициям курдов и группировки «Исламское государство» в Ираке и Сирии.
Эта атака, проведенная в пятницу ночью, стала первой операцией против РПК с тех пор, как в 2012 году было объявлено о перемирии. В РПК заявили, что после авиаударов мирное соглашение с Анкарой утратило смысл. Эрдоган, в свою очередь, назвал невозможным продолжать переговоры о мире с курдскими боевиками, которые взяли ответственность за убийство двух турецких полицейских, назвав это местью за гибель курдов во время теракта.
Ранее Соединенные Штаты в целом заявили о поддержке военно-воздушных и артиллерийских ударов Турции против «Исламского государства» в Сирии и курдских повстанцев в Ираке. Как сообщил в воскресенье официальный представитель Белого дома, Анкара имела полное право «начать боевые действия, связанные с позициями террористов», в том числе нанести удар по позициям Рабочей партии Курдистана на севере Ирака.