25 и 26 марта 2015 года в Москве, в МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся третий Московский экономический форум (МЭФ), который был посвящен выработке предложений, способных изменить структуру экономики, создать социально-экономические механизмы для прогресса материального производства и человеческого потенциала России. В рамках форума состоялись 4 пленарные дискуссии, 9 конференций и более 30 круглых столов.
Российские и мировые эксперты говорили о том, как определить место России в современном мире, справиться с глобальными вызовами, определить новый политический курс. На форуме обсуждались различные предложения, способные создать социально-экономические механизмы для прогресса материального производства и человеческого потенциала России. Значительная часть Форума была отведена теме инноваций в различных отраслях экономики.
Участники форума единогласно сошлись во мнении, что главными виновниками в текущем экономическом кризисе являются Центральный банк и правительство. На круглых столах МЭФ-2015 звучал тезис о деградации реального сектора экономики России.
Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам, оценила действия правительства РФ как политику «виртуального либерализма или финансово-олигархического лоббизма». «Наша страна — пример активного внедрения различных форм виртуального сектора экономики и перекачки туда финансовых ресурсов». В неэффективном расходовании ресурсов обвинил исполнительный орган власти и омбудсмен по правам предпринимателей в РФ Борис Титов.
Спикер назвал шаги, необходимые для дальнейшего роста экономики. Первый – создание комплексной программы: развитие рынка, конкуренции, малого и среднего бизнеса, предпринимательской активности населения. Второй – реиндустриализация, технологическое обновление экономики.
К созданию сильного гражданского общества и низовой демократии призвал Александр Бузгалин. Профессор экономического факультета МГУ добавил, что в этом у России есть союзники – это Китай, Латинская Америка, некоторые страны Европы.
О планах ЕАЭС в ближайшем будущем говорил министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Таир Мансуров. До конца 2015 года Высшим евразийским экономическим советом будут утверждены концепции общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Он добавил, что в 2016–2017 годах планируется разработка программы по формированию общих рынков, окончательно они будут созданы к 2025 году..
По мнению советника президента РФ Сергея Глазьева, важно, какие задачи ставятся перед интеграцией. Он отметил, что последние два года можно наблюдать, что эффект от снятия границ уже исчерпан. Если сразу же после отмены таможенных границ был взрывной рост взаимной торговли, то сейчас этого не наблюдается. «В чем-то это результат экономического кризиса, но и следствие того, что мы пробуксовываем в формировании стратегии развития», — полагает он.
«Мы понимаем, что переход на следующую ступень интеграции, связанный с формированием основ для эмиссии единой валюты, предполагает, что должна быть единая политика государственного долга, должна быть гармонизированная налогово-бюджетная политика», — считает Глазьев. По его словам, нужна единая таможенная служба и общий бюджет.
Вопросы интеграции сегодня требуют конкретных проектов – заявил председатель Движения Развития, председатель Наблюдательного Совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. По его мнению, развитию Евразийской интеграции препятствует неолиберальная модель.
«Без смены этой модели на другую, – я называю её «проектной экономикой развития», у нас нет перспектив. Считаю, что Евразийская интеграция должна строиться на некоем русском геноме развития. Нам нужно чётко понимать, что без конкретной демонстрации развития в планетарных очагах на территории, прежде всего, Российской Федерации, нам ничего не доказать, и ничего не провести в Евразийской интеграции», – подчеркнул Крупнов.
«Я считаю, что сегодня в России очень хорошие условия для промышленного и экономического роста», – заметил член Общественной палаты и главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. Низкие цены на нефть и девальвация рубля стимулировали новую экономическую политику и привели к ясному пониманию необходимости развивать собственные рынки и собственную финансовую систему.
С Валерием Фадеевым согласился Константин Бабкин, президент Промышленного Союза «Новое Содружество» и лидер ВПП «Партия дела». Он подчеркнул: единственное, что мешает промышленному росту страны, – это «ограничения в мозгах», которое требуется снять и перейти к строительству новой индустриальной политики. Чтобы добиться промышленного роста, он предложил снижать налоги, ставку Центробанка и организовать защиту рынка от неравной конкуренции.
В каких социально-экономических условиях существует современный агропродовольственный комплекс, рассказал Иван Ушачев, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академик РАН, член Президиума Российской академии наук. Он отметил ухудшающуюся ситуацию в аграрной сфере, вызванную падением рубля, санкциями, ростом потребительских цен, непомерно высокую стоимость кредитов для аграрных предприятий. Иван Ушачев призвал оказать господдержку сельскому хозяйству страны.
По поводу состояния российской экономики высказался и Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по промышленности. Депутат убежден, что перспективы отечественной промышленности могут быть связаны только с реализацией модели экспортоориентированного импортозамещения. Основным условием экспортного развития он назвал эффективное государственное управление, увеличение доли инновационных предприятий. Он также обратил внимание на необходимость предоставлять промышленным предприятиям долгосрочные и дешевые кредиты и повышать внутренний спрос в условиях санкций.
По мнению губернатора Белгородской области Евгения Савченко, в сложившихся условиях существуют три возможности обеспечения экономического роста: импортозамещение, стимулирование спроса на товары и услуги отечественного производства и государственная поддержка крупных инфраструктурных проектов.
По его словам, необходимо также срочно навести порядок с ценообразованием – ограничить уровень рентабельности на внутреннем рынке по всем цепочкам создания добавленной стоимости до 10-20%. Исключением должны стать только субъекты, занимающиеся выпуском инновационной продукции и работающие на экспорт.
Среди прочих мер Евгений Савченко отметил необходимость пересмотра существующей системы поддержки экономики, замещение её единственной мерой – компенсацией стоимости закупаемого за рубежом оборудования для реализации проектов, предусмотренных программами импортозамещения. В итоге, считает губернатор, страна получит реальный рост экономики и будет каждые пять лет удваивать ВВП.
На форуме присутствовал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов, который поделился с “Рабкором” своим мнением по поводу прошедшего мероприятия:
— Форум оказался довольно интересным, он сохраняет традицию критической позиции по неолиберальной политике в России. Много было сказано о защите отечественного рынка и перспективах Евразийского экономического союза. Однако несмотря на позитивную повестку, ряд аспектов возможного выхода из экономического кризиса на форуме не был озвучен или достаточно проработан.
Некоторые предложения, выдвинутые экспертами, были слишком узкими и не имели бы значительного веса вне комплексной программы экономических реформ. Например, во многих высказываниях идея нулевой ставки не была уравновешена никакими другими необходимыми мерами. В то же время в контексте стимулирования экономики некоторыми экспертами в положительном свете оценивалась девальвация рубля, в сравнении с предыдущим форумом меньше поднималась тема членства в ВТО.
Многие из таких предложений, взятые по отдельности, вполне вписываются в общий формат современной российской экономической политики. Обсуждение ЕАЭС касалось только самых общих вопросов интеграции. Видимо в силу того, что форум был сугубо экономическим, его участникам пока что не удалось сформулировать более глубокие и системные рецепты по реформированию экономики, которые предполагают изменение сложившейся ситуации и в самой политической сфере, в том числе международной.
Только лишь объединяя усилия со своими потенциальными союзниками на принципиально новой экономической основе, России удастся получить устойчивую, динамично развивающуюся экономику. И МЭФ, являясь площадкой для выработки альтернатив нынешнему кризисному политическому курсу, ещё раскроет собственный потенциал и позволит сформулировать целостную программу по созданию нового экономического пространства в противовес неолиберализму и “Вашингтонскому консенсусу”.