Правительственные меры «оздоровления компании» сводятся к планам раздробления завода на бизнес-единицы с привлечением крупного иностранного инвестора и выделению финансовых средств, расходуемых на выплату долгов и временную социальную поддержку работников завода. Между тем кризис производства на АвтоВАЗе затрагивает всю социально-экономическую инфраструктуру города. Без модернизации предприятия при сохранении его целостности, без направленной поддержки и развития всей социальной сферы города разрешить проблемы не удастся.
Действия правительства по урегулированию ситуации в Тольятти, рассмотренные в комплексе, позволяют увидеть единую линию, проводимую более или менее последовательно – спасение отверточного производства. Одновременно осуществляется ситуационная социальная поддержка трудящихся. «Отверточное производство означает гибель автомобильной промышленности в России как единой самодостаточной отрасли. Расчленение огромного завода на несколько мелких предприятий означает, что перед правительством встанет задача не закрыть огромный завод и одномоментно оставить без работы почти сотню тысяч человек, а постепенно закрывать более мелкие предприятия», – полагает директор ИГСО Борис Кагарлицкий. По его словам, рабочих по мере необходимости будут успокаивать то пособиями, то общественными работами, то переводами на временную работу и т.п. Между тем АвтоВАЗ – ключевая, но не единственная проблема Тольятти. Но никакой целостной социально ориентированной стратегии по отношению к городу не просматривается.
Судьба города непосредственно связана с судьбой завода. Жители Тольятти не вполне осознают это и не предвидят последствий закрытия или расчленения гиганта. «Занятые на АвтоВАЗе – это почти седьмая часть населения города, который вырос за 50 лет в 60 раз вокруг завода. Ликвидация базового предприятия – сокрушительный удар по бюджету, рынку труда, всей социальной сфере города», – отмечает Анна Очкина, руководитель Центра социального анализа ИГСО. Она считает, что завод такого масштаба и социально-экономической значимости не может быть только частично государственным, находящимся в совместной собственности частной компании и госкорпорации.
Ситуация должна быть взята под реальный государственный контроль. Сегодня в Тольятти нет активного социального субъекта, способного заметно влиять на судьбу завода и города. Работники АвтоВАЗа демонстрируют отсутствие солидарности и недоверие к коллективным действиям. Единое социальное движение в городе пока не сложилось. Если кризис, сосредоточенный сегодня на крупнейшем предприятии города, скажется большей социальной напряженностью и прорвется социальным взрывом, то не на самом АвтоВАЗе. Напряжение будет расти в тех секторах социальной инфраструктуры города, которые сегодня остаются практически без поддержки: в здравоохранении, образовании, социальной защите и других сферах.