Левые интеллектуалы Запада – серия статей
«Социализм – это единственный путь вперед для всего человечества», – считает Стаматис Карагьяннопулос (Σταμάτης Καραγιαννόπουλος), известный греческий левый, член редакции газеты «Марксистский голос». Он – экономист, критик сталинизма, четкий и последовательный аналитик, горячий сторонник Венесуэлы и революционного процесса в Латинской Америке.
«Марксистский голос» издается греческими активистами Международной марксистской тенденции (IMT), опирающейся на наследие Льва Троцкого и Теда Гранта. Стаматис Карагьяннопулос принадлежит к их числу. Но печатается он не только на страницах этой газеты. Его статьи можно встретить в самых разных изданиях. Он является редактором ряда книг левых авторов, переводимых на греческий язык. Одна из них – работа Теда Гранта и Алана Уотса «Ленин и Троцкий – факты в поддержку». На русский язык книга пока не переведена.
Стаматис Карагьяннопулос – сторонник планового управления экономикой. Но плановое хозяйство, по его мнению, не означает бюрократически управляемое хозяйство. Только при наличии здоровой власти рабочих возможна в современных условиях эффективная плановая экономика. Но создавать ее требуется не в рамках некоего отдельно взятого революционного государства, а на международном уровне.Национального пути к социализму нет. Существует лишь националистический уклон в многообразном коммунистическом движении на планете. Подлинные марксисты не могут быть патриотами.
Во многих публикациях Стаматис Карагьяннопулос полемизирует с греческой компартией (КПГ), самой влиятельной левой организацией страны. Его отличает иной взгляд на социализм и на понимание истории. Об этом он говорит в статье «Четыре ключевых вопроса для социализма», вышедшей в газете КПГ «Ризоспастис» (Радикал) в канун Съезда партии (февраль 2009 года). Он не считает, что в СССР 1930-х годов установился социализм – новый общественный строй. Реставрация капитализма не могла бы произойти после «окончательной победы социализма». Непризнание этого для коммунистов означает разрыв с марксистской концепцией поступательного (смена общественно-экономических формаций) и необратимого развития. Никаких «объективных оснований» для возврата от социализма к капитализму быть не может.
Он придерживается троцкистского взгляда на СССР. То, что не могло объективно быть социализмом, являлось деформированной диктатурой рабочего класса. Бюрократия оттеснила трудящихся от политического руля. Стаматис Карагьяннопулос пишет: «Ленин обобщил признаки здоровой диктатуры пролетариата. Они включают: (1) выборность и отзываемость всех руководителей, (2) вознаграждение чиновников, не превышающее зарплату квалифицированного рабочего, (3) непосредственное участие всех трудящихся в управлении. Революция 1917 года произвела такие перемены, но в дальнейшем ни одно из трех этих условий не существовало. Чиновники умножали собственные привилегии, не контролировались массами и не могли быть отозваны по их требованию».
По мнению Стаматиса Карагьяннопулоса, сталинизм не в состоянии объяснить причины реставрации капитализма после победы «социализма». Он убежден: изоляция Советской России вследствие поражения революций на Западе обернулась победой бюрократии. Отсталость страны обусловила слабость трудящихся масс. С 1970-х годов явственным делается экономический спад: развитие производительных сил прекратилось.
Не менее критичен Карагьяннопулос и к концепции «социализма в отдельно взятой стране». По его мнению, нежелание лидеров бюрократии отдельных «социализмов» двигаться в направлении единого экономического пространства способствовало буржуазной реставрации. Объединения всех источников богатств отдельных пролетарских государств не произошло.
В статьях Стаматиса Карагьяннопулоса мы находим непривычное многим российским левым понимание антикоммунизма. По его мнению, революционной идеологии могут наносить вред и ее сторонники, защищающие свои идеалы при помощи лжи. Фальсификация истории, включая историю борьбы за социализм, не приближает общество к новому социальному строю. Борьба с критикой правыми идеологами СССР не должна вестись с опорой на идеализированный образ «реального социализма». Зачистка собственной истории со стороны левых, удаление «лишнего» в целях борьбы с антикоммунистической критикой сама выступает антикоммунизмом.
Все имевшее место в истории левого движения нуждается в объяснении. Многое – требует тщательного анализа, внимательного разбора фактов, ни один из которых нельзя скрывать просто из-за неприглядности. Ленин писал: «Мы должны говорить массам правду, и только тогда они будут нам верить». К этой бесспорной мысли можно добавить: для марксистов непозволительно прятать факты, вычеркивать имена и поступки деятелей коммунистического движения. Но еще более непозволительно, полагает Карагьяннопулос, фальсифицировать революционную историю, как это часто делается сталинистами и сегодня.
Карагьяннопулос считается знатоком работ Ленина и Троцкого. Он также прекрасно знаком с произведениями Маркса и Энгельса. Это повсеместно ощущается в его текстах, необыкновенно логичных и ясных. Стаматис Карагьяннопулос проявляет редкую наблюдательность, какой бы темы он не касался. О молодежных выступлениях на стыке 2008 и 2009 годов Карагьяннопулос пишет: движение оказалось неожиданным, спонтанным и довольно массовым. Но оно осталось изолированным. Дравшаяся на улицах против полиции молодежь отгородилась своими действиями от массового рабочего движения. Многотысячные демонстрации профсоюзов против полицейского произвола и общего курса властей проходили параллельно с боями активистских групп на других улицах.
Сравнительно недавнее восстание части греческой молодежи внушило немало оптимизма левым во всем мире. Восторженно были настроены и многие радикальные антикапиталистические группы Греции. Карагьяннопулос призывал не заменять политические выводы, которые требуется сделать, дешевым романтическим эффектом. Разрядка гнева не то же самое, что свержение правительства. Небольшие радикальные группы подняли в 2009 году волну критики в адрес профсоюзной бюрократии и компартии (КПГ) за отказ поддержать молодежь, пошедшую на открытое столкновение с полицией. Коммунисты расценили действия «героев ночной улицы» как фактор содействующий усилению государственных репрессий и играющий против реального классового движения. Анализируя возникшую глухую полемику между левыми силами, Карагьяннопулос подчеркивает, что за КПГ и профсоюзами следуют немалые массы. Этот факт нельзя сбрасывать со щитов. Он обязательно должен подлежать учету. Необходимо понимать, почему это так и каковы причины текущей политики тех или иных сил.
Левые привыкли обвинять в оппортунизме друг друга, но каковы могут быть социально-экономические причины оппортунизма масс? Эта проблема особенно важна для понимания в условиях современной неолиберальной реальности. Карагьяннопулос замечает, что многие «ленинисты» Греции продолжают ее игнорировать. За громкими фразами о «сплоченности и организационной самостоятельности подлинных революционных сил» при «отказе от реформизма» скрывается оторванность от массового рабочего движения, где и будут решаться вопросы развития классовой борьбы. Карагьяннопулос одобрительно отзывается о линии Всерабочего боевого фронта (ПАМЕ), активно поддерживаемого КПГ. «Перед трудной задачей завоевания масс революционным марксизмом, спасение души не такое большое дело», – пишет он.
Экономический кризис – ведущая тема во всем мире. Как экономист, Стаматис Карагьяннопулос много говорит о проблемах греческого национального хозяйства. По его мнению, рабочему классу не стоит рассчитывать на запасы макарон. Только сплоченность в борьбе за повышение оплаты труда, за сохранение социальных завоеваний, повышение пенсий и создание гарантированных пособий по безработице действительно может помочь. Карагьяннопулос – сторонник равноправия трудящихся, без искусственного разделения их на граждан и чужаков-иммигрантов.
Во многих статьях он критикует антикризисную политику греческих властей. Накачка деньгами банков, несущих убытки, снижение налогов для бизнеса, продолжение политики приватизации госпредприятий – все это не способно остановить углубление кризиса. Ставка буржуазного правительства на новое ухудшение положения трудящихся как антикризисное средство не спасет греческий капитализм от проблем, как не спасет подобная ставка капитализм мировой. Удлинение рабочего дня наносит ущерб умственным и физическим способностям людей, но никак не исцеляет экономику от спада. Неолиберальные меры по повышению нагрузки на трудящихся не способны даже незначительно смягчить кризис. Понять это с временем придется даже тем, кто уповает на них сегодня в Греции и России.
Карагьяннопулос выступает принципиальным критиком свободного рынка, отстаивая перспективность планирования – социалистического, прежде всего. По его мнению, капиталисты должны быть лишены права произвольно устанавливать цены. Однако серьезные перемены к лучшему для трудящихся невозможны без обобществления монополий.
События в Латинской Америке последних лет вызывают немалый интерес европейских левых. Стаматис Карагьяннопулос – открытый сторонник перемен в Венесуэле и Боливии. Он также сторонник распространения революции по всей Южной Америке. По его словам, распространение революционного процесса – лучший способ защиты революции от империализма и внутренней угрозы буржуазного реванша. Карагьяннопулос призывает людей к солидарности с Боливией и Венесуэлой, а также к изучению опыта латиноамериканских движений. Он говорит: «События в этих странах не имеют только местного значения, они связаны с будущим левых и социализма во всем мире».
Карагьяннопулос считает, что Венесуэла и Боливия дают нам через действие трудящихся масс политические уроки. Состоят они, прежде всего, в необходимости национализации, распространении трудовой инспекции и замене бюрократического правления гражданской властью рабочих советов.