Если верить опросам общественного мнения, отчет Дмитрия Медведева перед Государственной Думой жители России оценили на “тройку”. Иными словами, правительство работает удовлетворительно, достижений особых нет, но и наказывать пока не за что.
Оппозиционная пресса и блогеры, естественно, ликовали. Престиж власти падает. Однако на самом деле оценка деятельности правительства не просто завышена, она свидетельствует о неспособности самого общества понять, насколько опасно то, что с ним сегодня творят.
По традиции, у нас в стране осознают масштабы угрозы только после того как она в полной мере осуществилась, когда она перестала быть угрозой, а сделалась свершившимся фактом, произошедшей катастрофой. В соответствии с принципом “знаю технику безопасности как свои четыре пальца”.
Медведевское правительство меньше всего похоже на “троечников”, тихо отсиживающихся на задней парте в надежде, что их не заметят и не спросят про домашнее задание.
Нет, это люди невероятно активные, постоянно проявляющие инициативу, ежеминутно требующие внимания, чрезвычайно упрямые и отказывающиеся признавать свою неправоту даже в мелочах, даже в условиях, когда очередной провал становится общеочевидным. Чего стоит хотя бы история с “вечнолетним временем” и часовыми поясами, которые запросто передвинули на карте, на минутку забыв, что земля круглая и вращается вокруг солнца! Ни результаты опросов, ни протесты, ни заявления экспертов в самых разных отраслях знания — от медицины до географии — ни даже просьбы депутатов и самого президента не сдвинули ситуацию. Любое принятое решение становится у нас принципиально необратимым, даже если это решение откровенно идиотское.
Однако игры со временем, при всей их абсурдности, мелочь, по сравнению с тем, что творит нынешний кабинет министров с образованием, здравоохранением, экономической политикой.
Пока премьер отстаивает министра образования, сравнивая его почему-то с рублем (рубль, по глубокому убеждению Медведева, нравится всем, а министр, увы, не всем), Центральный банк в полном согласии с экономическим блоком правительства душит экономику дорогими кредитами. Промышленность, которая росла ещё полгода назад, несмотря на мировой кризис, теперь снижает выпуск продукции, а спрос в экономике поддерживается главным образом воровскими мега-проектами вроде “Сколково” и Сочинской Олимпиады. О масштабах коррупции в обоих случаях мы знаем уже не только по сообщениям блогеров, но и по действиям Следственного комитета. Однако готов ли кто-либо в правительстве хотя бы обсудить принятые ранее решения, усомниться в избранных приоритетах, подходах и методах? Ничуть!
Даже если членов правительства и можно считать “троечниками” по уровню их теоретических знаний, интеллекта и компетентности, то отнюдь не по их поведению. Пора понять, что мы имеем дело с опасными хулиганами, которые крушат всё, что попадается под руку.
На левом фланге время от времени можно слышать слова о том, что, по большому счету, нет разницы — кто бы ни сидел у власти, они всё равно проводят в жизнь политику крупного капитала, и чем менее качественно они это делают, тем лучше.
Увы, на деле принцип “чем хуже — тем лучше” далеко не всегда срабатывает. Постоянные, становящиеся рутиной, катастрофы не мобилизуют людей на борьбу, а наоборот лишают их всякой надежды, деморализуют, развивают у них психологию беспомощной и безответственной жертвы. Тем, кто считает, будто нет разницы между властью, которая уничтожает промышленность и властью, которая её поддерживает, стоило бы поговорить с рабочими, прекрасно понимающими, что плечом к плечу с товарищами бороться за свои права на действующем предприятии гораздо лучше, чем стоять в очереди за пособием по безработице. Политика разрушения экономики в перспективе ведет не к революции пролетариата, а к деклассированию масс и деградации общества. Практический эксперимент, проделанный над советским социумом в 1990-е годы, казалось бы мог многому научить, но далеко не все желают учиться. “Троечники”, увы, сидят не только в правительстве.
Со своей стороны, либеральная оппозиция до недавнего времени предпочитала нападать на президента Путина, не трогая правительство, ведь там засели идейно близкие господа, проводящие тот самый курс, который с ещё большей настойчивостью и решительностью проводили бы в жизнь либералы (на данный момент) оппозиционные. И лишь в последние два месяца провалы кабинета министров сделались настолько очевидными, что вынудили даже либеральных комментаторов выдавить из себя несколько осуждающих слов. Несмотря на это, общая линия либеральной прессы остается неизменной: всё зло в Путине, не надо отвлекаться на борьбу с правительством. Хотя даже на уровне техническом ясно: добиться отставки правительства можно, это вполне достижимая тактическая цель. А вот как с сегодня на завтра сместить президента либеральные авторы нам пока не объяснили. Они же сами категорически выступают против насилия!
Коль скоро никаких способов устранить от власти действующего президента ими не предлагается, а бороться за смещение правительства они считают ниже собственного достоинства, то вся предлагаемая нам оппозиционная тактика сводится к тому, чтобы ходить по улицам, ругаться и причитать вплоть до следующих президентских выборов. Не случайно те самые люди, которые вчера говорили о неминуемом и почти уже случившемся “крахе режима”, сегодня рассуждают о “новом застое”. Впрочем, одни разговоры не отменяют других. Многие умудряются ожидать “краха” и “застоя” одновременно.
Политическая жизнь между тем не определяется подобными простейшими формулами. Её развитие зависит от целей, которые ставят перед собой люди, от того, что воспринимается самим обществом как возможное и желаемое сегодня, от того, вокруг каких задач и лозунгов организуются массовые социальные силы.
Разумеется, нет никаких гарантий того, что новое правительство, созданное на основе всё тех же правил игры, из представителей той же “элиты”, будет лучше нынешнего.
Станет огромным достижением, если оно просто не окажется хуже. Но политическая борьба имеет свою логику, несводимую к логике кухонных разговоров. Правительство, разрушающее страну, должно понести наказание. Не в далеком мистическом будущем, а непосредственно сейчас. Правящим элитам должно стать ясно: некоторые поступки не остаются без последствий. На сегодняшний день для них очевидно нечто прямо противоположное — что бы вы ни творили со страной и людьми, вам за это ничего не будет. Наказание не наступает даже в форме отставки с должности, или наступает, но по совершенно иным причинам.
Отставка правительства необходима прежде всего потому, что добиваясь её мы организуемся, осознаем свои возможности, свою силу. “Кабинету троечников” надо наконец поставить двойку.
Хотя и это завышенная оценка. Они давно уже заслужили кол.
Некоторые считают, что осиновый.