Мы начинаем проект Рабкор.Ру в момент, когда общественная жизнь находится в преддверии и в смутном предчувствии перемен, которые одних пугают, у других вызывают неясные надежды, а порой просто недоумение. Речь в первую очередь не о переменах политических, активно обсуждаемых «пикейными жилетами» отечественной политологии (как официозного, так и оппозиционного толка). Что-то происходит с экономикой, с социальной жизнью, с самой мировой капиталистической системой, всё глубже погружающейся в кризис. Этот кризис пока почти не затронул нашу страну, но отзвуки его слышны постоянно и вести о продовольственных, биржевых или топливных катастрофах приносимые информационными агентствами, производят такое же впечатление, как гул далеких взрывов, в который напряженно вслушиваются, чтобы понять, не приближается ли он.
Общество, ожидающее перемен, нуждается в том, чтобы по-новому взглянуть на себя. Оно в недоумении обнаруживает, что в нем самом происходит что-то новое, непривычное. И это новое проявляется не только и не столько на верхних уровнях социальной пирамиды, сколько внизу, на самом основании, в фундаменте. Надо говорить о том, о чем все уже думают.
Казалось бы, уже существует более чем достаточно сайтов, в том числе посвященных новостям, политическому анализу и даже социальным проблемам. Правда, если посмотреть на левый фланг, то картина окажется далеко не столь благополучной. Сайты профсоюзов и социальных движений, левых организаций и дискуссионных групп немногочисленны, бедны и, увы, непрофессиональны.За немногими исключениями они неспособны конкурировать с информационной продукцией, обслуживающей интересы привилегированного класса – будь то официозные или оппозиционные издания. Левые должны не просто обрести в Интернете свой голос, но и сделать так, чтобы этот голос был широко услышан. Вопрос о том, ЧТО мы собираемся сказать, неотделим от вопроса о том, КАК мы это говорим. Наша задача не в том, чтобы общаться в узком кругу единомышленников, счастливых сознанием собственной идейной просветленности. Наша цель говорить с теми, кто не имея, зачастую устоявшихся взглядов и не сделав ещё окончательных выводов, чувствует обеспокоенность – за судьбу страны, за состояние современного мира, за собственную судьбу, в конце концов!
Название Рабкор говорит само за себя, указывая читателя на связь с рабочим движением, социальным протестом, левыми идеями. Некоторых оно раздражает. Как выразился одни известный журналист, в этом слове, прежде всего, ему слышится слово «раб». Новости из страны рабов… Хотя, добавил он, может быть это и соответствует реальному положению дел… Однако люди, пишущие корреспонденции о социальных протестах, или участвующие в этих протестах (и становящиеся героями наших корреспонденций) меньше всего похожи на рабов. Это как раз те, кто не хотят быть, и не будут рабами. Это те, кто сознавая драматизм своего положения, выступают в защиту своих прав и своего достоинства, вступая в неравную борьбу с работодателями, начальниками и государством. И нет никакого сомнения в том, на чьей стороне мы находимся в этой борьбе.
И всё же, назвав наш проект Рабкор.Ру мы не просто хотели эпатировать буржуазное сознание, продемонстрировать свою левизну или связь с рабочими организациями. Движение рабкоров (рабоче-крестьянских корреспондентов), возникшее в постреволюционном Советском Союзе, заняло особое место в истории, превратившись в своего рода эскиз пролетарского гражданского общества, развивавшегося в совершенно новых, зачастую крайне неблагоприятных, условиях. Многочисленные рабочие корреспонденты в 20-е и начале 30-х годов формировали стихийный голос масс, который далеко не всегда звучал в унисон с партийной пропагандой. Им позволялось многое, что не поощрялось в официальной журналистике – рассказы о трудностях повседневной жизни, критика социальных условий и положения на производстве, неприукрашенные рассказы о существовании трудящихся. Большие задачи ставила партийная пропаганда – рабкорам оставалось малое – сообщить о том, что происходит с миллионами людей, которым предстоит данные задачи выполнять.
Наш проект рассматривает себя как продолжение этой традиции «журналистики снизу». Мы не отказываемся от права на пропаганду своих идей, системной критики капитализма и бескомпромиссного анализа современного общества. Но у нас есть и ещё одна, не менее, а быть может и более важная задача: посмотреть на общество глазами людей, составляющих большинство его членов. В противовес «большой прессе» (хоть бумажной, хоть электронной), которая упорно смотрит на общественную жизнь России то сверху вниз, то, как бы извне, мы предлагаем взгляд снизу и изнутри. В этом смысле для нас важно всё – не только политика и социальная борьба, но точно так же и перипетии повседневной жизни, культурные процессы и психологические проблемы, переживаемые миллионами людей.
В конечном счете противоречия системы выявляются на уровне повседневной жизни ничуть не меньше, нежели в «больших» событиях, составляющих предмет «серьезных» дискуссий важных людей. А наша политическая борьба ведется не только против запретов, осуществляемых чиновниками или эксплуатации трудящихся корпорациями, но и против культурных норм и ценностей, навязываемых «гламурной» и «глянцевой» прессой, влияние которых коррумпирует общество не меньше, чем самая агрессивная идеологическая пропаганда правящих кругов.
Поставленные нами перед собой цели масштабны, а наши возможности, увы, весьма скромны. Но у нас есть надежда на успех, в основе которой не только вера в собственные силы, но и расчет на жизнеспособность, сознательность и интеллектуальную активность общества. Очень многое не будет получаться с первого раза. Наши планы и обещания могут оказаться куда большими, чем наши практические успехи. Но разрыв между первым и вторым, в конечном счете, помогут заполнить те люди, для которых право на собственное высказывание понемногу становится естественной потребностью.
Мы верим в силу общества, в способность трудящихся к самостоятельному поступку, в то, что массы, участвуя в повседневной борьбе за свои права, набираются опыта и обретают голос.
Наша цель – помочь им в этом.