Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
136

Что происходит на востоке Таджикистана?

197

Доверие стоит дорого

645

Путинская идеология победы

71

Дайджест новостей на 27 мая

Главная Рубрики Авторские колонки 2021 Август 05 Эпоха Путина и послераспад СССР

Эпоха Путина и послераспад СССР

Твитнуть

 

Эпоха Путина и послераспад СССР

 

За 20 лет правления в России Владимира Путина, благодаря его личным и его подчиненных усилиям, на постсоветском пространстве произошел процесс, который можно условно назвать – послераспад СССР, или дораспад СССР, или, как сейчас модно обозначать, распад СССР 2.0. То есть Россия почти полностью утратила влияние в образовавшихся на месте Советского Союза государствах. Если не брать три прибалтийские республики, то к 2000-му году, то есть к моменту, когда Путин формально стал российским президентом, все новообразовавшиеся на постсоветском пространстве страны находилось под влиянием Москвы – в различной мере. В 2021-м – даже Белоруссия и Таджикистан, чье руководство регулярно заявляет о верности лично Путину, используют дружбу с Москвой лишь в тактических целях. Стратегически они настроены на дружбу с Китаем.

Итак, к 2000-му году не подлежал никакому сомнению авторитет Москвы во всех республиках Средней Азии. Даже в сформировавшейся под руководством диковатого Туркменбаши, Сапармурата Ниязова, Туркмении. В Таджикистане вся конструкция сформированной после окончания в 1997-м году гражданской войны государственности основывалась на штыках 201-й российской военной базы (тогда дивизии). Авторитарное правление Ислама Каримова в Узбекистане было бы невозможно без поддержки Москвы. Казахстанская государственность рассыпалась бы без опоры на российскую экономику. Кроме того, что немаловажно, сознательно пассивное отношение правительства Бориса Ельцина к притеснению многочисленного русского населения Казахстана позволяло местному руководителю Нурсултану Назарбаеву стабильно набирать популярность среди этнических казахов. Армения просто была бы невозможна без Россия – Турция еще до 2000-го могла бы вмешаться в конфликт в Нагорном Карабахе на стороне Азербайджана. Но и в Азербайджане сохранялось российское военное присутствие, опять же слишком крепкие экономические связи с северным соседом не позволяли Баку делать лишних своевольных шагов. Военные российские части дислоцировались также в Грузии. В двух конфликтах, образовавшихся на территории бывшей Грузинской ССР, Москва играла ведущую роль посредника. В неотапливаемом и голодном тогда Тбилиси местные жители получали переводы от своих родственников, работающих в российских регионах либо участвующих в криминальных группировках в Москве и Санкт-Петербурге. Украина и Белоруссия, несмотря на формальную независимость, не могли лишнего шага сделать без оглядки на российское правительство. Молдавия – хоть и поглядывала в сторону Евросоюза, но понимала, что без одобрения Москвы не сможет подписать лишнего соглашения даже с нищей Румынией. При этом оставался гнойник в виде террористического образования под названием «Ичкерия», но его уже хирургически окружали подразделения регулярной армии, МВД и дагестанские ополченцы.

2021 год. Сам Путин признает, что Украина превращается в «анти-Россию». Благодаря кому? Ну да, тому самому Путину и его антироссийской, иначе и не скажешь, администрации, которая вместо того, чтобы весной 2014-го забрать всю Украину, добились создания бандитского анклава из двух непризнанных республик на самом краю этой страны, где страдают миллионы русских (которых якобы защищают, так называемые журналисты Маргарита Симонян и Роман Бабаян). Хотя, конечно, я должен сказать, что если весной 2014-го российская армия зашла бы в украинские области по самый Львов, то вряд ли бы ситуация в этих областях была бы сейчас лучше, чем дела обстоят на Украине при президенте Владимире Зеленском. Возможно, даже хуже. Такова логика путинизма – продолжение курса ельцинизма. Однако это нужно разбирать в отдельном материале. В данном случае я лишь хочу акцентировать внимание, как за время правления Путина Россия растеряла почти все влияние на постсоветские государства.

Белорусский президент Александр Лукашенко держится за дружбу с Путиным исключительно ситуативно. Как только ему предложит дружбу Евросоюз, он очень быстро полетит туда с дружеским визитом. Никаких сомнений. Лукашенко выгодно быть посредником между Россией и ЕС. Он эту роль и выполнял до протестов, происходивших несколько месяцев в прошлом году и жестко подавленных местными силовиками.

Казахстан теперь в большей степени зависит от транснациональных и китайских корпораций, а также собственной олигархии, чем от российского правительства. При этом казахстанские власти, надо отдать им должное, весьма мудро сохраняют баланс между Китаем, Западом и путинским режимом.

Узбекистан после начала либерализации под руководством президента Шавката Мирзиёева стремительно уплывает в сферу влияния южнокорейских компаний, европейских банков, американских корпораций и китайских предприятий. Тема важности партнерства с Россией возникла буквально в последнее время: из-за наступления радикального движения «Талибан» (запрещено в России) в северных провинциях Афганистана. Талибы вышли непосредственно к узбекистанской границе. Специальный представитель президента России по Афганистану Замир Кабулов заявил, что Ташкент в случае необходимости может попросить о помощи российскую армию. Очевидно, что для узбекистанского правительства российские военнослужащие куда понятнее и безопаснее, чем военнослужащие НАТО. Однако же все будет зависеть от поведения талибов.

Гораздо больше приход талибов к власти в Афганистане грозит режиму Эмомали Рахмона в Таджикистане. Поэтому один за другим сейчас в Душанбе прилетают российские генералы. Дело в том, что при поддержке Кремля Рахмон довел страну до такого состояния, что местная пассионарная молодежь уходит в радикалы-исламисты. И эти радикалы опасны не только для самого Рахмона, но и для России, где работают сотни тысяч таджикистанских мигрантов. То есть при непосредственном участии путинского правительства Таджикистан превратился в весьма взрывоопасный регион. И возможный взрыв будет страшнее, чем гражданская война в 1992-1997 годах.

Кто остается? Туркмения и Молдавия. Туркмения после смены власти – умершего Туркменбаши заменил такой же самодур Аркадаг – фактически стала столь же независима от Москвы, как прибалтийские республики. В Молдавии в результате последних парламентских выборов так называемая пророссийская партия Игоря Додона, подельника ненавистного молдавским гражданам олигарха Влада Плахотнюка, с треском проиграла проевропейским силам, возглавляемым Майей Санду.

И даже такое финансово зависимое образование на постсоветском пространстве, как Абхазия, ведет себе все самостоятельнее. Кремль там даже толком не может навязать своего руководителя. Путинизм – это окончательный разгром СССР. Причем, не только территориальный. Мы видим, как уничтожаются остатки богатств в социальной и экономической сферах, накопленные в советские времена.

Авг 5, 2021Александр Рыбин
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
5-8-2021 Авторские колонкиБеларусь, дораспад СССР, Лукашенко, Назарбаев, послераспад СССР, Путин, СНГ, СССР, Туркменбаши, Эпоха892
Александр Рыбин
Александр Рыбин

Этнограф (учился в Институте истории ДВО РАН), путешественник, журналист (работал в различных изданиях в России и в Таджикистане).

Если иноагент тебе имя…Иран: неолиберальная политика привела к забастовкам
  См. также  
 
Путинская идеология победы
 
Беседа: Администрация президента и ее место в структуре государственной власти
 
Идеологическая пустота путинизма
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру