
Останки армян в селе Шейхалан © STR / AFP /Getty Images
«Левый поворот» в Латинской Америке дошел до своего пика в 2015 г. Он совпал со столетием геноцида армян в Османской империи. Этот факт был максимально использован министерствами иностранных дел Армении, Нагорно-Карабахской республики и армянской диаспорой в Южной Америке. Большинство стран региона – все, в которых проживает армянская диаспора, признали геноцид. Этому признанию дал сильный толчок вояж президента Сержа Саргсяна по Латинской Америке в июле 2014 г. Он посетил три южноамериканские страны: Аргентину, Уругвай и Чили. Именно в них еще с объявления независимости утвердились самые прочные демократические традиции.
Даже военные диктатуры на протяжении 1970-1980-х лет ХХ века не сумели их разрушить. Во всех трех государствах армянская община нашла вторую родину, полностью адаптировалась и активно участвует в государственном строительстве и в оптимизации гражданского общества. Ее лидеры не забывают свою родину и всячески стремятся помочь соотечественникам. Доказательством этого служит их участие в мероприятиях, посвященных столетию со дня геноцида, и во вручении наград «Аврора». Они устроили самый теплый прием президенту Армении Сержу Саргсяну.
По данным на 2015 г., 130 000 этнических армян проживает в Аргентине, 40 000 в Бразилии, 20 000 в Уругвае, 5 000 в Венесуэле. Как видно, армянские иммигранты из Османской Империи заселяли в основном атлантическое побережье южноамериканского континента. В остальных государствах Латинской Америки проживает незначительное количество граждан армянской национальности.
Первой страной, признавшей геноцид армян в Османской империи, была Восточная Республика Уругвай. Это случилось еще в 1965 г. благодаря чрезвычайной активности армянской общины.
Это событие стало логическим завершением прений во французском парламенте, которые превратили Париж в центр противостояния армянской и турецкой общин.
Отзвук парижских событий дошел до Монтевидео: 22 апреля 1965 г. Уругвай признал геноцид армян постановлением Сената и Палаты представителей. Впоследствии это было подтверждено законом, принятым 26 марта 2004 г. Тогда председатель Совета Армянского Дома в Уругвае Федерико Восканян подготовил декларацию признания:
«В этом 1965 г. исполняется 50 лет с начала одного из самых ужасных геноцидов, которые знает история. Земли Ближнего Востока, где находилась старая и разлагающаяся Османская империя, стали свидетелями ужасной смерти и мученичества армянского народа. Эго плановое уничтожение было подготовлено ядром нового политического движения младотурок».
Во время визита и встречи с тогдашним президентом Хосе Мухикой армянский президент Серж Саргсян подчеркнул: «Еще в 1965 г., первым признав геноцид армян, Уругвай встал на платформу защитника справедливости, снискав бесконечную симпатию и уважение всех армян как искренний и надежный друг. В дело признания и осуждения этого тяжелейшего преступления, совершенного против армянского народа и всего человечества, Уругвай внес самый весомый вклад». В рамках официальной встречи «президенты призвали государства мира и международные организации признать и осудить преступление, совершенное в 1915 г. Османской империей против армянского народа и всего человечества. Армянская сторона с признательностью упомянула, что Уругвай — страна, первой в мире признавшая геноцид армян и запустившая процесс международного признания геноцида армян».
8 декабря 2014 года вице-президент и председатель Сената Генеральной Ассамблеи (Парламента) Уругвая Данило Астори посетил Армению и встретился с руководителями республики. Особый интерес в СМИ вызвала его встреча с министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном. Приветствуя гостя, министр Налбандян отметил, что Армения высоко оценивает сложившиеся с дружественной страной – Уругваем – отношения и, несмотря на то, что между двумя государствами тысячи километров, Армения и Уругвай являются близкими странами, которые объединяет крепкая дружба и преданность общечеловеческим ценностям. Вице-президент Уругвая поблагодарил за теплый прием и подчеркнул, что Уругвай высоко оценивает и придает важность дружбе с Арменией и армянским народом. Он отметил, что две дружественные страны имеют много общего в истории и культуре. Данило Астори отметил важность многочисленной армянской общины в Уругвае и ее деятельности, направленной на тесное взаимодействие с Республикой Армения.
Собеседники отметили, что государственный визит президента Армении в Уругвай в июне 2014 г., достигнутые в ходе этого визита договоренности, подписанные соглашения придали новый стимул двухстороннему сотрудничеству.
Эдвард Налбандян особо подчеркнул, что еще в 1965 г. первым в мире признав геноцид армян, Уругвай положил начало процессу его международного признания и осуждения.
Министр выразил благодарность за решение основать музей геноцида армян в Монтевидео. Данило Астори также подчеркнул, что Уругвай продолжит усилия по поддержке сопредседателей Минской Группы ОБСЕ по мирному урегулированию Карабахской проблемы. В этой связи стоит подчеркнуть, что бывший президент Уругвая Хосе Мухика (ветеран Движения Национального Освобождения «Тупамарос») отдал дань уважения погибшим 1,5 миллионам во время геноцида армян в Османской империи на «Пласа Армения» («Площади Армения») в Монтевидео.
Уругвайскому примеру последовали большинство стран Южной Америки. В их числе Аргентина, где армянская община тоже очень влиятельная и активная. Президент Рауль Альфонсин в 1987 г. признал факт геноцида. Потом, как рассказывает координатор политики против дискриминации в Министерстве юстиции и человеческих прав Педро Мурадян (этнический армянин, потомок выживших во время геноцида), 5 мая 1993 г. «обе Каморы аргентинского Парламента приняли Закон № 24.599, признающий геноцид армян в Османской империи.
Во время своего визита в Аргентину президент Армении Серж Саргсян неоднократно отмечал, что принятие Сенатом и Палатой представителей Аргентины законопроекта о признании геноцида армян открыло новую страницу вековой армяно-аргентинской дружбы и придало особое содержание межпарламентским связям двух стран. 7 июля 2014 г., во время данного в его честь официального ужина, он произнес тост, в котором сказал следующие слова: «Пользуясь случаем, хочу выразить свою глубокую признательность Аргентине, президенту Де Киршнер и ее блаженной памяти супругу Президенту Нестору Киршнеру за большой вклад в дело признания и осуждения геноцида Армян».
За несколько недель до столетия со дня геноцида папа римский Франциск I (аргентинец Хорхе Марио Берголио) отслужил заупокойную молитву, в которой упомянул слово «геноцид». Он определил его как «жестокий и бессмысленный акт» и «ужасающая резня».
Признала геноцид и Бразилия. По этому поводу бразильский Сенат принял соответствующую резолюцию.
В Венесуэле, уже после прихода к власти Уго Чавеса и провалившейся попытки отстранить его, боливарианское большинство в Национальной Ассамблее проголосовало 14 июля 2005 г. за принятие постановления о признании геноцида армян в Османской империи. Здесь тоже сыграла роль чрезвычайная активность небольшой армянской общины, в частности семьи Ахаронян. Ее глава возглавляет самое престижное социологическое агентство в Южной Америке. Во всей Латинской Америке с ним конкурирует только мексиканское социологическое агентство «Митовски» – собственность семьи выходцев из Болгарии.
В Чили, где армянская община незначительна, еще в 7 июля 2007 г. было принято постановление Сената о признании геноцида армян в Османской империи.
В Боливии, где практически нет этнических армян, 27 ноября 2014 г. была принята Резолюция местного (индеанистского) Парламента о признании геноцида армян в Османской империи.
До этого 19 ноября 2007 г. было принято Постановление объединенного Парламента торгово-экономического блока МЕРКОСУР о признании геноцида. В МЕРКОСУР входят Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Уругвай, Парагвай с тенденцией расширения в сторону тихоокеанского побережья Южной Америки и объединения с другими левыми блоками.
Осенью 2015 г. левоцентристские и леворадикальные правительства в Латинской Америке одно за другим стали терпеть политические поражения. Все это логический результат промахов в финансово-экономической сфере вследствие волюнтаризма.
В новой ситуации везде в регионе наступают партии и движения, ориентированные на Север и Запад. Некоторые из них занимают весьма твердую и бескомпромиссную позицию в отношении исламского мира и тюркских государств.
Можно ожидать, что современные правые лидеры Латинской Америки (которые приходят на смену левым) не будут менять политику в отношении признания геноцида армян в Османской империи. Стоит уточнить, что латиноамериканские армяне в основном принадлежат к средним слоям и частично к финансово-экономической верхушке. То есть к тем, кто пострадал больше всех от так называемого «левого поворота» в Латинской Америке. Сейчас они восстанавливают свои позиции.
Однозначно следует ожидать охлаждения отношений новых правых президентов и премьер-министров, приходящих к власти в последние месяцы (это устойчивая тенденция) с Россией. На фоне напряженности в отношениях Еревана и Степанакерта с Москвой, Минском, Астаной и в целом с ОДКБ и ЕврАзЭС, появившейся в результате апрельской битвы с азербайджанской армией и их неоднозначной позицией, перед армянской дипломатией и диаспорой встает очень серьезный вызов: сохранить союзнические отношения прежде всего с Российской Федерацией и одновременно продолжить процесс признания в Латинской Америке геноцида армян, выстраивая партнерские отношения с новыми лидерами региона.