Он философ, экономист, историк и психоаналитик. Его знают как одного из организаторов марксисткой группы «Социализм или варварство» во Франции. Книги его легко найти в европейских магазинах, но в России это не такое простое дело. Кто он, «мудрый Корнелиус», грек, француз и европеец, революционер и мыслитель?
Жизнь Корнелиуса Касториадиса (греч. Κορνήλιος Καστοριάδης) началась в Стамбуле 11 марта 1922 года. Однако политическая обстановка была так накалена, что греки стремились поскорей покинуть молодую Турцию. Согласно Версальскому договору, подписанному после окончания Первой мировой войны, этой страны не должно было существовать. Греция попыталась отобрать у турок «свои исконные земли» в Малой Азии. Началась война. Турецкие националисты ответили резней греков.
Семья Корнелиуса поспешила покинуть территорию Турции. В 1922 году она переселилась в Афины. В Османской империи православные греки занимали особое социально-экономическое положение. Они проживали в городах и часто владели собственным делом. Бедняки вокруг являлись другим, чужим народом. На исторической родине греков-эмигрантов ждала совсем другая судьба. Многие из них оказались в трудном экономическом положении. Капитализм представал не в облике мещанского комфорта, а в лице повседневных трудностей, бедности и страданий.
В стране кипели политические страсти. Гремели митинги и забастовки. Созданная недавно Коммунистическая партия Греции (KKE) набирала силу. Марксизм и образ революционной России притягивали молодежь. Корнелиусу исполнилось только 13 лет, когда политика привлекла его внимание. Вскоре он вступил в комсомол (OKNE). Затем был принят в компартию.Это было время больших надежд и иллюзий, но также немалых потрясений.
В 1937 году в Греции установилась диктатура Метаксаса. Проанглийский правитель сказал «Нет» Муссолини. Страна вступила во Вторую мировую войну. Войскам Греции удалось нанести поражение итальянской армии, но вскоре страна оказалась захвачена силами нацистской Германии.
В годы оккупации Касториадис разочаровался в компартии и примкнул к радикальной троцкистской организации Спиру Стина. Он выступает против греческого национализма, за который критикует компартию. Читает работы запрещенных у сталинистов революционных авторов. Он все время на волоске от ареста. Но суровые условия подпольной борьбы не сдерживают его теоретического развития. В 1944 году Корнелиус пишет свой первый социально-научный текст. Он посвящен воззрениям Макса Вебера.
Оставив после войны изучение права и экономики в университете Афин, Касториадис на корабле оставляет страну. С помощью друзей ему удается добиться стипендии от Института французского правительства. Он переселяется в Париж, где становится членом Интернациональной Коммунистической партии (французская секция IV Интернационала). В тот же период Касториадис поступает на работу в службу по статистике национальных счетов и исследований в области развития в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он покинет его только в 1970 году.
Во Франции в жизни Касториадиса начинается совершенно новый этап. В 1946 году он знакомится с Клодом Лефором и присоединяется к создаваемой им группе «Социализм или варварство». Как вспоминал Лефор, выступление Касториадиса произвело на него громадное впечатление своей логикой и аргументированностью. Очень быстро греческий эмигрант становится одной из ключевых фигур нового движения.
В 1948 году Касториадис вместе с товарищами выходит из IV Интернационала. Своеобразная смесь революционного марксизма с анархизмом – таковы идеи группы «Социализм или варварство». Триумф сталинизма в Восточной Европе оборачивается кризисом троцкистского движения.
Касториадис полагает, что троцкизм не в силах объяснить природу СССР и понять эволюцию коммунистических партий. Он не поддерживает желание коммунистов прийти к власти, чтобы установить политический режим, подобный советскому. Он не считает СССР переродившимся рабочим государством, как Троцкий. По мнению Касториадиса, власть в Советской России принадлежит бюрократии как новому правящему классу. Он отмечает: в странах Восточной Европы не было революций, но политические режимы установленные в них идентичны существующему в СССР порядку. Социализм или варварство – такова перспектива человечества. Однако тоталитарный «социализм» с властью бюрократии означает варварство, так же как и капитализм.
Был ли Кастоиадис в те годы прав? Превращение «класса» советской бюрократии в класс новой буржуазии с большим запозданием, но подтвердило прогноз Льва Троцкого, данный им в «Преданной революции».
В конце 1948 года выходит первый номер журнала «Социализм или варварство». Большую часть программной статьи в нем пишет Касториадис. В ряде своих дальнейших статей он утверждает, что не может быть социализма с капиталистической организацией производства. Он замечает: быстрый рост производства в СССР обусловлен историческими условиями и носит временный характер. Пройдет чуть более десяти лет, и это предположение подтвердится. Темпы экономического роста в странах «реального социализма» начнут падать.
Касториадис полемизирует с Сартром по вопросу партии рабочего класса. Он утверждает, что пролетариат на практике показал способность создавать необходимые ему организационные структуры и сталинистская компартия «вовсе не является единственным орудием борьбы за освобождение рабочего класса». И с оптимизмом встречает народные выступления против бюрократических режимов в Восточной Европе. Он считает, что насильственное подавление трудящихся демонстрирует истинное лицо «десталинизации» и «демократии». По мнению Касториадиса, вся власть должна принадлежать рабочим советам в политике, на местах и на производстве. Истинная демократия невозможна без автономии.
Выступая со статьями и книгами, Касториадис долгое время вынужден был пользоваться псевдонимами. Он не имел французского гражданства и его всегда могли депортировать в Грецию. Многие написанные им в 1950-1960-е годы статьи впоследствии вошли в книги. Он, в частности, справедливо утверждал, что технологии не нейтральны. Они могут способствовать усилению или ослаблению позиций классов. Так конвейер увеличивает контроль капитала над рабочими. Социализм, по мнению Касториадиса, требует новых технологий, увеличивающих производительность труда и автономность трудящихся. Не менее любопытна и другая его мысль. Он предполагал, что противоречия капитализма проявляются в самом производстве, через борьбу между рабочими и менеджерами.
Пережив несколько расколов и кризисов, группа «Социализм или варварство» была распущена в 1967 году. Новая партия, о которой говорил Касториадис, так и не возникла. Однако его идеи нашли широкий отклик. Уставшая от политики президента де Голля Франция готовилась всколыхнуться. Надвигался знаменитый 1968 год и красный май в Париже. Мощным источником вдохновения для поднявшихся на борьбу французских студентов стали идеи Касториадиса и его товарищей.
1968 год вспыхнул и погас. События этого года повлияли на многое, но так и не привели к главному – крушению капитализма.
С середины 1970-х годов все отчетливее становится наступление реакции. Недавний душевный подъем масс сменяет апатия. К этому времени Касториадис начинает серьезно интересоваться психоанализом. Вероятно, на путь изучения внутреннего мира людей его толкают собственные выводы первой половины 1960-х годов. Он приходит к заключению, что история представляет собой смесь рационального и иррационального, и сомневается в закономерности ее развития. Печален его вывод тех лет о необходимости отказа от философских основ марксизма для торжества революции.
Беда практически всех левых мыслителей ХХ века состояла в том, что понимание закономерностей капитализма было ограниченным. Внутренняя динамика формации оставалась неразгаданной. Много раз казалось, что гибель буржуазного порядка близка, но дальнейшие события неизменно приносили разочарование.
1969 год считается переломным в жизни Касториадиса. Психоанализ прочно входит в его жизнь именно с этого времени. В 1974 году он присоединяется к так называемой четвертой группе, движению инакомыслия школы Лакана. Касториадис практикует психоанализ, но еще больше анализирует и пишет. Новые интересы приводят к выходу книги «Воображаемое установление общества». На сегодня это единственная его книга, изданная на русском языке. В ней он вновь поднимает проблему автономии, задаваясь вопросом о возможности самоинституирования общества. По его мнению, отсутствие практического стремления к автономии неизбежно заставляет людей попадать под власть гетерономных, бессознательных доминант. Таковыми выступают: история, боги, традиции и общественные институты.
В 1979 году Касториадис становится директором Школы высшего образования в области социальных наук. В 1980-е годы он продолжает заниматься проблемой автономии, пишет об экологии. Он несколько раз посещает Грецию. Выступает с лекциями, участвует в дискуссиях. Издаются и переиздаются его книги: «Революционная задача сегодня», «Опыт рабочего движения», «От экологии к автономии», «Место человека», «Антропология, политика, философия», «"Рациональность" капитализма» и так далее.
Касториадис критикует буржуазную прессу и особенно телевидение, подменяющее фантазиями реальную жизнь людей. Он анализирует перемены, совершившиеся в мире после 1970-х годов, и приходит к выводу, что общество существует без ценностей. Нет веры даже в капиталистический прогресс. В жизни людей царит потребительство, но отсутствует смысл.
До конца своих дней Касториадис остается верен революционным идеалам. Он ведет активный образ жизни и не теряет духа. Пишет. Дает интервью. 26 декабря 1997 года в возрасте 75 лет он уходит из жизни, оставив нам свой оригинальный взгляд, опыт и богатое наследие.