Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
2

Идеальное и действительное

83

Наука во время СВО

78

Беседа на тему: Формирование методологической проблематики в античности и в средние века

72

Дайджест новостей на 27 марта

Главная Рубрики Авторские колонки 2010 Июнь 06 Бить по головкам

Бить по головкам

Твитнуть

Скажу сразу – я не был среди непосредственных участников и свидетелей случившегося в понедельник на книжном фестивале в ЦДХ. И у меня нет никакого желания продолжать увлекательный спор о деталях всей этой истории – тем более что они были исчерпывающе описаны в заявлении ВПЕРЕД, опубликованном на нашем сайте. Когда я оказался на месте событий примерно через час после злополучного мероприятия Liberty и выслушал первые сбивчивые впечатления товарищей и знакомых, меня посетили определенные сомнения – правильно ли были выбраны форма и место акции и насколько уместным и внятным было наше послание?

Сейчас никаких сомнений уже нет. Именно последующая реакция, четко разделившая бесчисленных обитателей русского интернета, знакомых и незнакомых, окончательно убедила меня в том, что все получилось, так, как нужно. Как должна выглядеть и работать настоящая политическая акция. Разговоры о «буре в стакане», о богемных разборках, не имеющих отношения к реальной жизни, об отсутствии связи с рабочим классом – не в счет. В данном случае (как и во всех остальных) важен не масштаб события, а реальные и совсем ненадуманные вопросы, которое оно ставит, действительные отношения, которые вскрываются в том, что кажется с большой дистанции незначительным и приходящим. Взгляд, улыбка, брошенное на ходу слово, полученный за пару минут неожиданный опыт солидарности или конфликта – все это и делает политику. И главное, делает нас ее участниками.

Собственно, практически полное отсутствие этого человеческого измерения в политике в нашем российском контексте и является одним из главных симптомов деполитизации общества, сетовать на которую стало уже признаком хорошего тона для левых и нелевых публицистов. A. дружит с B., B. работает на C., а С. работает на Кремль.A. обличает капитализм и отчуждение в своих статьях, B. в чем-то с ним согласен, но возлагает определенные надежды на Медведева и модернизацию, и вообще считает, что все немного сложнее, чем представляется A., а C. уже все равно и он просто любит деньги, которые помимо B., дает еще D., который не любит чурок и симпатизирует национал-социализму. A., B. и C. часто встречаются за чашкой кофе – потому что у них иногда бывают общие дела, они неплохо лично друг к другу относятся, да и вообще – почему бы и нет? И почему иногда еще не выпить чего-нибудь покрепче с иногда присоединяющимся к ним D. – в конце концов, это бывает даже забавно. Буквы «реальных отношений» причудливо складываются в разных комбинациях, выстраивая поле параллельной жизни, – жизни, находящейся по ту сторону публичного пространства, где A., C. и D. являются оппонентами. Но наступит вечер – и они опять встретятся вместе, снова и снова утверждая специфическую культуру отношений, обесценивающую любое высказывание, отравляющую вот уже много лет российское политическое пространство.

Это блатная культура не имеет ничего общего с неизбежными в политической практике компромиссами, уступками и тактическими отступлениями. В этом параллельном мире политические смыслы давно уже уступили место инерции, повседневной рутине, привычному и комфортному способу существования. Согласно сложившемуся этикету, любая попытка воспринимать друг друга всерьез автоматически приравнивается к «хамству» или, как выражается уважаемый колумнист Рабкора, «нежеланию увидеть (за A., B., C. и так далее) человека».

Так вот, жесты, подобные акции ВПЕРЕД на книжном фестивале, возвращают нам – пусть и ненадолго – это чувственное, серьезное, ответственное и по-настоящему политическое восприятие. В очередной раз, обдумывая эту историю, я вдруг вспомнил случай, который произошел несколько лет назад. Его свидетелями стали всего несколько человек, а непосредственными участниками – всего лишь двое. В одном известном месте с минуты на минуту должен был начаться какой-то круглый стол, посвященный обсуждению важных общественных проблем. Из тех столов, на которые буквы политического алфавита обычно мирно сбредаются, как обитатели джунглей к водопою. Уважаемые гости уже рассаживались по своим местам, когда в зал вбежал запыхавшийся человечек. Приветливо улыбаясь, он, продвигаясь к своему креслу, механически протягивал свою пухлую руку поочередно каждому из участников. Когда он дошел до Бориса Кагарлицкого, случилось нечто непредвиденное – рука не протянулась в ответ. Ни одного слова, ни одной лишней эмоции – просто быстрый холодный взгляд и все. Человечек опешил. Дежурную приветливую мину как ветром сдуло с его округлой физиономии. Он растерянно хихикнул и пошел дальше. Ничего особенного как бы не произошло – но, признаюсь, этот жест Бориса для меня значил больше, чем десяток его прекрасных политических текстов. Или, точнее – его тексты стали значить для меня еще больше.

Одним из популярных пунктов обвинения в адрес радикальных левых сегодня является их склонность к выстраиванию строгой этики, системы труднодоступных «нормальному» пониманию правил и самоограничений. Установление подобных правил принято объяснять пуризмом, граничащим с ханжеством, и считать верным свидетельством политической маргинальности, неумелой попыткой «не запачкаться» в нашем грязном, сложном и таком несовершенном мире. Открою секрет – никакой особой «левой этики» у нас нет. Просто политика отношений для нас неотделима от политики в обществе в целом, между этими двумя сферами для нас не существует никаких границ. Это прозвучит для кого-то странно, но за любыми отношениями марксисты видят отношения разных классов. Они, эти отношения, существуют и дают о себе знать в реальности – в большом и малом, на всех уровнях нашей жизни. Классовая композиция сложна, неочевидна, и внимательный глаз может обнаружить в ней массу полутонов. Наша же задача состоит не только в том, чтобы констатировать ее многомерность и сделать из этого соответствующие личные выводы, но в том, чтобы делиться своими наблюдениями с окружающими самыми разными способами. И реплики вокруг скучного конфликта на веселом книжном фестивале наглядно свидетельствуют – послевкусие от встречи с реальностью осталось у многих.

Я убежден, что российским левым сегодня очень недостает настоящего, объемного ощущения масштаба классовых противоречий – и в том числе на уровне своей собственной жизни. Не достает того, что один не вполне левый мыслитель определял как «вражду», придающую четкость и осмысленность каждому нашему действию. Не достает последовательности и смелости увидеть и провести черту там, где ее должно провести. Смелости бить по головкам тогда, когда гораздо привычнее их просто гладить.

Июн 6, 2010Илья Будрайтскис
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
6-6-2010 Авторские колонкилевые, протест, Россия2
Илья Будрайтскис
Илья Будрайтскис

Историк, активист, художник.

Все встало на свои местаБить по головкам
  См. также  
 
Наука во время СВО
 
Дайджест новостей на 27 марта
 
Здесь и вчера
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру