Это в любви не страшны расстояния, а уж тем более размеры. Ведь, как правило, истинное чувство не очень требовательно к сантиметрам. В политике же все обстоит несколько иначе – там мужчины должны постоянно меряться рейтингами, этими лукавыми замерами народной любви. Правда, в России это уже не лукавость, а удивительный механизм, который позволяет не выявлять размер, а назначать его. И уже давненько социологические опросы у нас не определяют популярность того или иного политика, а «ненавязчиво» корректируют ее. (Я называю это убийством общественного мнения путем его опроса.)
На президентских выборах в 2008 году задолго до голосования было известно, что уверенную победу одержит Медведев, но ни за что не наберет голосов больше, чем Путин на предыдущих выборах. Ну не может преемник обрести больший вес, чем хозяин. И поэтому цифры по мере продвижения на запад послушно замедляли рост, если вдруг в каком-то восточном регионе они неожиданно забирались на тревожную высоту.
В любую погоду, при любой цене на нефть, в дни победы над инфляцией и в периоды жестких поражений от нее, рейтинги нашего правящего дуумвирата растут. Не думаю, что этот торопливый рост в бесконечность, как и всякое российское чудо, можно объяснить загадкой русской души. Тут, опять-таки, сказывается традиционная привычка наших социологических служб ненавязчиво освежать тронное место власти своим преданным языком. Я не буду утверждать, что все приводимые цифры соцопросов беззастенчиво лгут. Но они настойчиво учат электорат смотреть на вождей совершенно другими глазами, формируя в сознани не только устойчивое преклонение перед административным ресурсом, но захватывающее «незамечание» отдельных недостатков. (Вспомним, как длительное время на ТВ М.Горбачев являлся миру без знаменитого родимого пятна, а причмокивания Брежнева не сразу стали доступны уху масс.)
Минувшая неделя была просто-таки парадом демонстраций и манипуляций размерами. Небывалый энтузиазм в Рунете вызвали официальные фотографии президента России Дмитрия Медведева и губернатора Арнольда Шварценеггера. Терминатор, как известно, все-таки выше нашего, скажем так, не крупного Дмитрия Анатольевича. Причем в некоторых местах весьма убедительно. Но на снимках мачо Арнольд оказался гораздо мельче нашего президента. И даже ниже! В объективности объектива не приходится сомневаться. Поэтому отдадим должное фантастическому мастерству кремлевских фотохудожников. Это, скажу я вам, не банальное отфотошопливание родимого пятна.
Но для того чтобы обогнать Терминатора ростом, одного «объективизма» (правильный ракурс, талантливая композиция фотографии) явно недостаточно. Тут, конечно, нужны еще и тайные внутренние каблуки, кроме обычных внешних. Говорят, что такие хитрости могут добавить до 15 сантиметров… Видать, добавили больше. Левша со своей блохой просто отдыхает.
Но страсть к некоторым преувеличениям, исходящая не от властных структур, оказывается, вполне может выйти за рамки закона. На днях в Санкт-Петербурге суд приговорил некоего художника Леонида Николаева к штрафу за (внимание!) – мелкое хулиганство. В чем заключалась это мелочь? Николаев нарисовал на Литейном мосту 65-метровый, простите, фаллос. Говорят, что творческий процесс занял всего 23 секунды. Художник с помощниками умело налили краску, когда Литейный мост был еще не разведен. А вот когда мост поднялся, то фаллос невольно сделал то же самое и величаво застыл в изящной своей красоте аккурат напротив здания Управления ФСБ. Как говорят участники акции, это был молчаливый протест «против правительственных поправок к закону о ФСБ», которые окончательно развязывают руки этой бдительной организации.
Признанный знаток изобразительного искусства Виктор Шендерович так оценил работу осужденного художника: «Этот мост показал нам истинные размеры поддержки партии «Единая Россия». Иначе говоря, это и есть самый настоящий рейтинг правящей партии и ответ на регулярно публикуемую в СМИ информацию о всенародной ее поддержке.
Жаль, конечно, что это произведение искусства быстро затерли коммунальные службы (только фотографии остались). Но все равно, когда Литейный мост поднимается – хохочет весь Питер и цитирует великие строки поэта: «Воздвигся выше он главою непокорной Александрийского столпа»…