О смысле и бессмысленности современной формы празднования 8-го марта написано много, но эта дата вновь и вновь дает повод для разговоров о «настоящих мужчинах» и «истинных женщинах». Разговоры эти ведутся на корпоративных вечеринках, за праздничными столами дома, даже на детских утренниках. И фильмы показывают про «настоящих мужчин и женщин». Вот сын моей подруги, первоклассник, учил к праздничному концерту стишок:
У маленьких женщин
Смешные повадки
То клеят наклейки
Друг другу в тетрадки…
Дальше в четверостишьях, доставшихся другим его одноклассникам, перечислялись странности «маленьких женщин».
«Смешные повадки»…«Странные, необъяснимые, непредсказуемые, загадочные, совсем не такие как мы, непостижимые существа» – такая тема звучала и на утренниках у моих детей. Идея загадочности женщины как ее основного свойства и одновременно непременного условия ее привлекательности живет во всех моделях «феминности» на любом уровне. И в классической литературе главная героиня обладает обязательно каким-то неуловимым, необъяснимым свойством, и в массовой культуре прямота и открытость – свойства только героинь раннего советского периода, которые были подчеркнуто асексуальны. И в многочисленных псевдопсихологических брошюрах, повествующих о том, как нужно завоевывать мужчину, загадочности и непредсказуемости отводится не последнее место. «Рациональность и энергичность», «правдивость и искренность» там вообще ругательные слова. Это все если и допустимо, то только после свадьбы. И то дозировано.
И в повседневных разговорах о «вечной теме» жизни и литературы – алькове – часто звучит: «В женщине должна быть загадка, иначе она неинтересна». «Не старайся все сразу рассказать, открыть про себя. Ну, что ты всегда как на ладони. Храни тайну, какую-то загадочность». «Чем ты непоследовательней поступаешь, тем лучше мужчины к тебе относятся. Начни вести себя как товарищ – все, вся твоя сексуальность испарится без следа». «С истериками, конечно, перебарщивать нельзя. Но и со всем соглашаться, все объяснять – тоже. А как же загадочность?» «Нет, нельзя с мужчиной все время поступать предсказуемо, он привыкнет и перестанет тебя замечать». Это выдержки из высказываний женщин, очень молодых, до 30 лет – моих бывших и нынешних студенток.
А вот выдержки из разговоров с женщинами постарше. «Мужчинам в женщинах нравится то, что они меньше всего понимают». «Мужчины любят порочных женщин, преданность и порядочность они не ценят». «Мужской вкус относительно женщин угадать невозможно, в любом случае он не совпадает с женским». «Мужчины всю жизнь боятся стерв и постоянно попадаются им на удочку. Чем больше боятся, тем больше попадаются». «Интересно, что мужчины ищут в женщинах: что-то новенькое или что-то особенное?» «Мужчину нужно все время удивлять, если хочешь его удержать. Даже когда сама уже ничему не удивляешься». «Не знаешь, как отреагировать – засмейся. Чем нелепей получится, тем лучше». «Умную женщину мужчина еще выдержит, некоторые даже любят. Но умничающих ненавидят все! Хочешь вызвать ненависть всей мужской аудитории – перебивай, перебивай и перебивай. Настаивай на своем». «Понимай себе про него все, что хочешь, ему-то зачем говорить. Допустим, он смирится с тем, что ты его раскусила. Будет лучше скрывать. Даже если скрывать ему нечего и он восхитится твоей мудростью и проницательностью, не подумает ли он, что эти прекрасные качества пришли к тебе с возрастом? Довольно солидным».
Как мы видим, с возрастом высказывания теряют категоричность и романтичность, приобретают более прикладной характер. Но в целом миф остается тем же.
Коллекция мужских высказываний у меня значительно беднее. Вот некоторые «Нет, ну есть в ней что-то, знаешь, такое…не объяснишь». «Вот все, казалось бы, хорошо, а чего-то не хватает. Загадки какой-то, тайны…». «Она, может и страшненькая, но изюминка, изюминка есть. А изюминка – это все». «Красота – это еще не все. Должно быть что-то этакое…». «Есть женщины, очень хорошие, но это – боевые подруги, товарищи. Настоящие женщины – они такие – необъяснимые…». «Нет, порядочность, хозяйственность, ум и доброта ценятся, конечно. Но вот любят-то не за это. За что…За что-то этакое, необъяснимое».
Все эти представления есть не что иное, как личная переработка, освоение в повседневности классических образцов, воспоминаний об увиденном, прочитанном и т.п.
Действительно, вспомним классических героинь. Джульетта, Манон Леско, Кармен, мадам Бовари, Матильда де Ла Моль, госпожа де Реналь, Эсмеральда, Татьяна, Анна Каренина, Настасья Филипповна, Лариса в «Бесприданнице», Зинаида в «Первой любви», Маргарита….Они были очень разные, но объединяло их одно: они жили чувствами и в чувствах были готовы на самые решительные, самые безумные поступки. Самая разумная в этом списке Татьяна, но и она оказалась способна на безрассудство. И, кстати, что привлекло Евгения к ней, когда он ее увидел уже замужней? Грация, спокойное достоинство и – загадочность.
Я перечисляю бессистемно, вспоминаю тех героинь, кто имел какой-то характер, личность. Многие героини же вообще не прописаны, мы знаем только то, что думал о них герой, что он чувствовал, глядя на нее. Некоторые героини до неправдоподобия эфемерны и идеальны, как тургеневские барышни, некоторые – хрупкие, неприспособленные к жизни «фрагменты», как у Ремарка. И у каждого, конечно, свой перечень. И перечень этот играет огромную роль в формировании образа противоположного пола и, что немаловажно – в формировании своего образа в глазах противоположного пола.
Эти представления довольно стойкие, несмотря на то, что часто приходят в противоречие с действительностью. Вряд ли люди руководствуются этими представлениями при поиске спутника жизни, но образы «настоящих женщин» и «настоящих мужчин», а также представления о предпочтениях тех или других живут в подсознании, готовясь сыграть с нами шутку в тот или иной момент жизни. Для эмоциональных привязанностей ранние юношеские впечатления – от первой любви, прочитанного в особо впечатлительном возрасте романа, увиденного фильма – крайне важны. Образы таятся в подкорке до поры до времени, чтобы в подходящий момент воплотиться в ком-то.
Вы никогда не замечали, как женщина смотрится в зеркало, когда наводит красоту? Лицо застывает, становится отстраненным, немного суровым и напряженным. И пытливость какая-то просматривается, как будто она захочет усмотреть в себе что-то, что-то такое, что может увидеть в ней мужчина. Словно готовится перейти в Зазеркалье, где ей предстоит стать совсем другой. Такой, какой, как ей кажется, она может понравиться мужчине.
Интересно, что не в так называемых «женских», любовных, а в настоящих романах, настоящей литературе женщины-авторы развенчивают миф о привлекательности непредсказуемости и говорят о пустоте, скрывающейся за «загадочностью». Колин Маккалоу, Элизабет Гэскелл, Джейн Остен и Маргарет Митчелл придумывали очень живых, умных, привлекательных, искренних и энергичных героинь. Ну, Скарлетт О’Хара – та еще штучка, положим, но и она – пример того, что большинство мужчин ценят совсем не то, что делает женщину хорошим или хотя бы деятельным и энергичным человеком. И увлекаются тем, что в подлинной жизни и подлинном человеке совсем не имеет значения. В российском женском детективе тоже такие героини, хоть и описаны поплоше: искренние, честные, смелые. И несчастные. Герои в таких романах как раз очень загадочные и часто непредсказуемые, непокорные и все сплошь сильные. По закону жанра они рано или поздно осознают свои ошибки, избавляются от иллюзий и «загадочных» непредсказуемых» злюк и отдают свое сердце не «загадочным» и взбалмошным, а умным и искренним женщинам. Вполне возможно, что так часто происходит и в жизни. Только в жизни иллюзии оживают снова и снова, в новых поколениях и обстоятельствах.
Кстати, мужчины, как правило, названных мною книг не читают.
Есть литература, и есть женская литература. Но есть аналог хороших женских романов в мужском исполнении. Я знаю такие, правда, только у Юрия Полякова. И еще мужской фильм-исповедь – «Осенний марафон». Так я его понимаю, по крайней мере. Там мужчины как раз слабые, мечущиеся, непонятые и непонимающие женщин, которые все как раз загадочные и непредсказуемые, играющие этими бедными мужчинами, как мячиками. Обратная сторона одного и того же мифа.
Мы думаем, что мы общаемся друг с другом, а общаются между собой наши мифы, представления друг о друге, ожидания и иллюзии. Иногда, правда, и нам удается прорваться друг к другу.
В самых личных проявлениях мы воспроизводим те искажения, которые возникли в отношениях между мужчинами и женщинами вследствие разделения социальных ролей. Женские и мужские половины, женские и мужские темы, женские и мужские занятия. Казалось бы, все это уходит в прошлое. Мужчины и женщины работают рядом, все больше забот и обязанностей делят поровну. Появился стиль в одежде «унисекс».
Но вековое разделение сфер деятельности и влияния живет в представлениях о существах противоположного пола. Женщины сокрушаются по поводу необъяснимости мужских пристрастий, выдумывая их сами, если уж не получается понять. И принимают немногословность, связанную иногда просто с неумением выразить элементарную мысль за сдержанность и «настоящую мужественность». И, напротив, преданность и открытость может частенько сойти за простоватость. «Чего-то не хватает…»
Мужчины часто принимают непредсказуемость и капризность за загадочность и ранимость. А вот силу характера, самостоятельность и энергичность могут счесть за неприступность, холодность, а то и за стервозность. Как говаривала Фаина Раневская: «Если о женщине говорят, что у нее плохой характер, это просто означает, что он у нее есть».
Новое разделение ролей, новая позиция женщин не нашли заметного воплощения в действительно новых образах, по крайней мере, привлекательных. Одетые по-новому, имеющие относительно высокие должности, самые современные судьбы, новые героини воплощают в себе разные элементы все тех же представлений о хрупкости, незащищенности, эмоциональности как необходимых чертах женственности. И о загадочности как главного элемента женской привлекательности. Даже самые сильные женщины обнаруживали, в конце концов, свою слабость и получали за это мужчину в качестве приза и для поддержки.
Да, были советские героини. Но привлекательность тех из них, кто был начисто лишен мифологических, классических «женских» черт, получала признание в основном благодаря сценарию. А самые милые из них все равно так и норовили выкинуть что-то «чисто женское». В обморок хлопнуться, завизжать, расплакаться или вдруг в самый напряженный момент начать волноваться по поводу своего внешнего вида. И именно это и сражало героя наповал!
Героини нового времени либо не симпатичны, либо несут в себе те же черты – хрупкость под маской «сильной» женщины, незащищенность при полной самостоятельности, и «женскую логику» – синоним непредсказуемости в мужском словаре, – сочетающуюся с самым холодным и расчетливым умом.
И я не знаю, что получится, если мы полностью избавимся от взаимных мифов. И женщины будут смотреться в зеркало, только умываясь по утрам. А мужчины будут отдавать предпочтения девушкам и женщинам в соответствии с их академической успеваемостью, активностью в общественной работе и профессиональными успехами. Ну, еще ранжировать их по степени доброты и отзывчивости. Но, похоже, до этого еще далеко….
Моя сестра, обожающая и знающая поэзию, уверяет, что существует чуть ли не единственное в мировой лирике стихотворение, в котором женщину похвалили за ум. Это Николай Алексеевич Некрасов:
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед – в это темное море –
Без обычного страха гляжу…