rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
22

Гражданская война в Финляндии

114

Масштаб диагностированных страдающих Патологическим накопительством растёт. Виноват ли капитализм?

138

Война на Ближнем Востоке: кто за кого?

232

О происхождении полиции

Главная Рубрики Авторские колонки 2009 Март Праздник земляной свинки

Праздник земляной свинки

Рассуждения, что Международный женский день в том виде, в котором он празднуется в нашей стране, не только не соответствует своему назначению, но и является пародией на саму идею, нередки. Распространенны и аргументы мужчин в пользу бессмысленности какого-либо женского движения, феминизма вообще. Суфражистки-де добились своего, да и образование и профессиональный рост теперь женщинам доступны, а если не всё получается, так никто и не говорил, что будет легко. Хотели равенства – пожалуйста, теперь не жалуйтесь.

А вот в современной социологии много исследований о дискриминации женщин в семейной и профессиональной сферах, о внутрисемейном насилии, от которого чаще (и сильнее) страдают женщины, чем мужчины, о гендерных стереотипах, которые оказываются чрезвычайно живучими.

Короче, наисследовали социологи много. Возражений и контртеорий тоже немало. Послушать ученых – так проблем полно. Да мы и без ученых знаем, что их немало. Цены, кредиты, кризис. Но у нас Восьмое марта – праздник, цветы дарят, подарки, комплименты говорят. О проблемах – ни-ни, их и в будни полно. Мало ли что там Клара Цеткин планировала, отдыхать когда-нибудь надо или нет?!

Ну праздник так праздник. Раз день у нас женский, то поговорим о том, «чего хотят женщины». Только в нашем и настоящем, а не в американском глянцевом варианте.

Российские социологи отмечают, что семья и карьера – две главные ценности для российских женщин. Главные-то главные, но равнозначные ли?

Проводимые мною в течение нескольких лет исследования и наблюдения позволяют сделать достаточно убедительный вывод, что современные российские женщины в качестве безусловной ценности в большинстве своем рассматривают семью и, прежде всего, воспитание детей. Такие ценности, как профессиональная реализация и карьера, очень важны для них и желанны, но отнюдь не самоценны. Иными словами, если возникает выбор между семьей и карьерой, семьей и профессиональной реализацией, с большой вероятностью выбор будет сделан в пользу семьи. Это не означает, конечно, что женщины хотят ограничить свою деятельность домашними и семейными делами. Я и исследования проводила среди учащихся и работающих женщин. Разумеется, им приходится делить время между семьей, домом и работой (учебой), находить компромиссы. Но именно семья является основным направлением усилий, именно ее благополучие – главное мерило успеха и залог счастья. Более того, именно семью большинство российских женщин рассматривают как свое подлинное предназначение. Это в разном контексте отмечают многие социологи. Популярным стал, например, термин «вина перед обществом», которую, по свидетельству социологов, испытывают незамужние и бездетные женщины.

В течение нескольких лет, сериями я проводила в Пензе опросы и интервью с женщинами, занятыми в разнообразных сферах деятельности.

Так вот, приблизительно 87 % опрошенных отметили «хорошую, интересную работу» как «значимую» и «очень значимую» жизненную ценность. Самым низким это показатель был у банковских служащих – 73 %, самым высоким – у учителей и воспитателей детских садов – 91 и 94 %. В то же время «главной» жизненной ценностью работу назвали 12 % студенток, 11 % учителей, 17 % преподавательниц вузов, 9 % министерских работниц и работниц центров соцзащиты. У банковских служащих этот показатель самый высокий – 24 %. Главной жизненной ценностью большинство респонденток признает семью. Оценивая по десятибалльной шкале предлагаемые варианты женских судеб, представительницы всех групп наибольшее число баллов (9,1) приписывают варианту «прекрасная семья и хорошая работа». Самым высоким этот балл оказался у министерских работников и работников пенсионного фонда (9,8), самым низким – у банковских служащих (7,6). При этом почти полностью (средний балл менее 1) игнорируется вариант «хорошая работа и одиночество (отсутствие мужа и детей)», вариант «блестящая карьера и одиночество» оценивается весьма скромно (средний балл – 4,6).

Отвечая на вопрос, что может помешать поехать в командировку, чрезвычайно важную, даже решающую для карьерного и профессионального роста, 100 % респонденток выбрали вариант «заболел ребенок», 93 % – вариант «заболел муж». Болезнь родителей могла помешать 87 % опрошенных, необходимость срочного ремонта в квартире – 56 %, собственная болезнь – 23 % (!). Вариант «муж против» выбрали 38 % опрошенных, но, правда, незамужние, особенно молодые женщины, студентки, его выбирали чаще – в 46 % случаев. Вариант «мне ничего не может помешать» выбрали только 9 %.

Однако на вопрос «Если вы должны поехать в срочную командировку, и отказ грозит потерей работы или премии, что может вам помешать?» ответы были несколько иные. Болезнь ребенка снова оказалась самой важной причиной для отказа (этот вариант выбрали 74 % женщин), болезнь родителей или мужа остановила бы 42 %. А вот такие причины, как собственная болезнь и необходимость срочного ремонта в квартире, исчезли совсем, 25 % выбрали вариант «мне ничто не помешает». Вариант «муж против» хоть и сильно потерял популярность, все же остался важным для 12 % респонденток, среди которых были женщины разных возрастов, замужние и незамужние, с разным стажем брака. Забавно, что в числе преданных супругу респонденток оказались одна разведенная женщина и одна дама, состоящая в…третьем браке.

Углубленные интервью подтвердили и конкретизировали данные исследований. Не отрицая возможности разочарований в отношениях с мужчинами и в семейной жизни, предполагая даже возможную неблагодарность детей и понимая ценность финансовой и эмоциональной независимости, опрошенные женщины считают, тем не менее, именно семью и семейное строительство целью и смыслом жизни.

Косвенно эти данные нашли подтверждение и в исследовании на тему «Роль семьи в жизни мужчины и женщины», которое я весной прошлого года проводила по заданию правительства Пензенской области.

Исследование показало, что женщины более склонны ассоциировать семью с успехом, счастьем, смыслом жизни. Мужчины обращают значительно большее внимание, с одной стороны, на социализирующие и охранительные (защита от одиночества) функции семьи, а с другой стороны, склонны более болезненно воспринимать ограничения, связанные с семейной жизнью. Для мужчин семья – одна из сфер деятельности, очень важная, но все же конкурирующая с другими, для женщин семья – все еще главный объект приложения сил, главная сфера жизнедеятельности. Поэтому женщины хоть и так же, как и мужчины, осознают ограничения, связанные с семейной жизнью, гораздо легче их переносят и реже выбирают характеристики с негативной окраской. Для женщин ценность семьи более очевидна, безусловна, мужчины же склонны отмечать, что семья требует отказываться от определенной доли личной свободы. Считают семью обязанностью, рутиной 4,88 % женщин и 7,41 % мужчин. С настоящей любовью семью ассоциирует 2,44 % женщин, 6,71 % женщин считают, что семейные заботы всегда приносят удовлетворение и чувство полноты жизни. Мужчины вообще не выбрали вариант «семья – это настоящая любовь», получают радость от семейных забот только 0,74 % мужчин.

Мужчины сильнее чувствуют скованность семейными отношениями, что проявляется и в значительно большей популярности у них по сравнению с женщинами варианта «семейные люди не могут по собственному усмотрению распоряжаться свободным временем». Этот вариант выбрали 7,41 % мужчин и только 4,88 % женщин. То есть женщины чаще могут делать, что хотят? А как же вариант «муж против»? Скорее женщины склонны менее болезненно реагировать на ограничения или вовсе их не замечать. Если никуда не стремиться, то и препятствий не встретишь. Зато женщины чаще, чем мужчины, выбирают вариант «семейный человек, как правило, проигрывает в карьерных возможностях» (5,49 % и 2,96 %). Проигрывают, получается, но не жалеют. Семья – святое.

Так что семья – это вотчина и смысл жизни женщин, она для них ценна и неприкосновенна. В России, по крайней мере. Конечно, в приведенных мною исследованиях есть момент провинциальной специфики. Однако Пенза и по происхождению (стремительному росту на волне индустриализации) и по многим социально-экономическим показателям – типичный российский город. Во многих социологических исследованиях заметно, что в нем повторяются общероссийские тенденции. Так что уж если и говорить о специфике в России, то уж скорее о столичной.

Возвращаясь к первому исследованию, отмечу, что приверженность семье сочетается у моих респонденток с осознанием высокой ценности образования и профессиональной самореализации. Подчеркну, что ориентированы женщины в большей степени на профессию, содержание труда, а не на карьерный, служебный рост. И в деятельности самое привлекательное для них – соответствие способностям и интересам, комфортные отношения с коллегами и подчиненными (если таковые есть), социальная значимость (нужность людям), а также – удобный график работы, который позволяет сочетать служебные и семейные обязанности. Именно эти характеристики трудовой деятельности неизменно получали в моем исследовании самые высокие баллы. Вариации наблюдались в основном по возрастам: более молодые женщины меньше ценят психологический комфорт на работе и удобство графика работы, бльшее значение придают возможностям карьерного роста.

В целом же карьерные амбиции у моих респонденток оказались таковы. В трех выборочных совокупностях в разные годы процент женщин, желающих стать руководителями высшего звена, составлял соответственно 12,4 %, 13,3 % и 11,7 %. Но при расшифровке вопросов ответы были иные. Так, директором предприятия, школы, руководителем банка, центра социальной защиты, ректором вуза и т.п. хотели бы стать около 67 % опрошенных (почти одинаковый результат в трех сериях). Должности руководителя отдела, лаборатории, заведующего кафедрой и т.п. оказались привлекательными для 89 %, 87 % и 91 % опрошенных женщин в разные годы.

Показательно, что на вопрос «Хотели бы вы стать министром, руководителем комитета в Государственной Думе, губернатором, мэром, руководителем крупной политической партии», утвердительно ответили только 3,4 %, 2,8 %, 5,1% опрошенных в разные годы. Вообще такое ощущение, что перед политикой российские женщины испытывают священный трепет. Более половины респонденток (58,6 %) в двух последних небольших опросах при ответе на вопрос о возможности для них политической деятельности выбрали вариант «политика – не женское дело».

Большинство опрошенных мной женщин готовы поддерживать политические инициативы, связанные прежде всего с такими требованиями, как повышение заработной платы, пенсий и социальных пособий, пересмотр трудового законодательства, реформа армии, вопросы экологии и т.п. Вопросы же более общего социально-политического характера оставляют женщин довольно равнодушными. Исключение составляют только проблемы, связанные с локальными войнами и военными конфликтами.

При обсуждении сущности общественного строя России, предпочтительности того или иного пути развития, проблем, связанных с глобализацией и антиглобализмом, хитросплетений внешней политики и т.д., респондентки готовы были быть слушателями, причем весьма заинтересованными, но в дискуссию вступали неохотно, часто отговаривались сакраментальным «политика – дело мужское». Замечу еще, что политические акции не вызвался никто из участвующих в этом блиц-исследовании, а вот в них было готово больше половины. Зато в моих исследованиях электорального поведения среди двух с лишним тысяч респондентов я обнаружила только двух активных сторонников политической партии (увы, «Единой России»). Эти активисты оказались женщинами.

Кстати, степень политической активности и структура политических взглядов мужчин и женщин отличались в моих исследованиях незначительно. Но женщины несколько более доверчивы к обещаниям кандидатов, особенно конкретным, на них большее впечатление производят всевозможные акции, устраиваемые депутатами. Женщины склонны более скромно оценивать свои перспективы сохранения и роста достигнутого уровня и качества жизни и демонстрируют большую по сравнению с мужчинами социальную незащищенность.

Показательно, что у мужчин уровень социальной незащищенности падает с ростом дохода (в относительно однородных возрастных группах) и очень медленно растет с возрастом. У женщин же этот показатель устойчиво растет с возрастом и не падает с ростом дохода. При этом у относительно обеспеченных женщин уровень социальной незащищенности (хоть и незначительно), чем у опрошенных женщин в целом.

Итак, чего же хочет женщина? Устроит ли ее современный вариант «куча детишек, муж работящий…»? Без мужского плеча нашей женщине никак, а феминизм – не наша идеология?

Все гораздо сложнее, но при этом и гораздо проще. Действительно, в нашей стране очень слабая социально-психологическая основа для принятия идей западного феминизма, особенно в его радикальном варианте. Не готовы наши женщины отказаться от традиционной мужской галантности и традиционно женственного поведения, не хотят непримиримо бороться с гендерными стереотипами, не стремятся во что бы то ни стало конкурировать с мужчинами везде.

Истоки такого «несовременного» поведения у наших женщин кроются в особенностях российской эмансипации. Российская, советская, потом снова российская женщина не успела почувствовать тяжесть «проблемы без названия», о которой писала Бетти Фридан в своей знаменитой книге «Загадка женственности». Иными словами, наша женщина не успела понять, что «двух прекрасных детей, хорошего мужа и дома недостаточно для счастья». Революция 1917 года освободила женщину, дав ей беспрецедентно много прав. Право получать образование в любом вузе страны, политические и экономические права, а также ряд свобод в сфере семейно-брачных отношений российские (советские) женщины получили раньше, чем женщины в США и некоторых странах Западной Европы. Но за свободу и равенство российским женщинам и заплатить пришлось дороже. Это было равенство в тяжелом труде, неустроенном быте, равенство в голоде и под бомбежками, свобода политической активности часто становилась свободой погибнуть. Прямо в стиле Олимпии де Гуж, которая провозгласила: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». В парламент, кстати, Олимпия не попала, но на гильотину ее отправили.

Иными словами, наша женщина не успела устать от специфически женской доли, не успела заскучать «в очаровательном домике с двумя детьми и набором бытовой техники». Если говорить в терминах феминистской теории «двойных систем» (женщин угнетают и системы, и мужчины), то системы, социально-экономические обстоятельства, так угнетали, изматывали наших женщин, что угнетение мужчин часто не замечалось. Стремительность российской индустриализации и урбанизации не дало возможности внутрисемейным укладам полностью приспособиться к новым социально-экономическим условиям, многие стереотипы пережили все передряги и перестройки. И после войны, став полноправным участником общественного производства, женщина продолжала нести основной груз семейных забот. И несла его и в голодные послевоенные годы, и во времена дефицита, и в лихие 90-е. «Загадка женственности» в России имеет свой, довольно трагичный, но при этом героический оттенок.

Как сказала слушательница курсов профессиональной переподготовки, «мы готовы поверить на слово, что дома, хорошего мужа и двоих детей недостаточно для счастья. Но хотелось бы попробовать самим».

По последним социологическим данным 40 % дохода современной российской семьи – заработная плата женщины. Как я попыталась показать выше на данных разных опросов, женщины от такой двойной нагрузки страдают, но считают такое положение дел если и не нормальным, то неизбежным.

Предлагаю вам в качестве праздничного подарка мой парадоксальный вывод: отсутствие социально-психологической базы феминизма западного образца в России может быть позитивным фактором вовлечения женщин в борьбу за сильную социальную политику. Значимость социально-экономических проблем для большинства людей (и мужчин, и женщин) в России такова, что социокультурные, социально-психологические проблемы и нюансы отступают на второй план. Иначе говоря, мужчин и женщин сегодня в России объединяет большее, чем разъединяет, и это можно и нужно использовать левым организациям и движениям.

Сегодня на вопрос, чего хочет женщина, в России можно ответить так: интересной работы, достойной зарплаты, хороших школ и учителей, доступного и качественного образования для детей, армии, не похожей на тюрьму, пенсий, которых хватало бы на жизнь. Вот такие базовые, неженские, не феминистские желания. А если вдруг им и хочется чего-то особенного, так это просто потому, что с базовым не всегда складывается.

А разве мужчинам всего этого не нужно? Да, они, может быть более уверены в себе (скорее, склонны не надеяться ни на государство, ни на кого-либо, кроме себя). Да, они могут быть равнодушны к отдельным социальным проблемам, считая, что их они не касаются. Но рискну предположить, что взгляды на цели и содержание экономической и социальной политики определяются скорее тем, как и сколько человек зарабатывает, к какой социальной группе относится, – словом, его положением в системе общественного разделения труда, а не строением репродуктивной системы.

Это совершенно не означает, что в нашем обществе нет специфических женских проблем, дискриминации и гендерных стереотипов, мужского доминирования. Есть проблемы, и еще какие, и наши женщины прекрасно об этом знают и в полной мере испытывают их на себе. Но преодолеть стереотипы, создать условия для подлинного равенства можно, только решив проблемы общесоциального характера. А их решать нужно, объединяясь не по гендерному, а совсем другому признаку – по социальным, классовым интересам.

Да, а с праздником, мужчины, вы женщин обязательно поздравляйте, им приятно. И с Международным женским днем, и заодно уж с Днем сурка («праздником земляной свинки» в плохом переводе) – тоже весенний праздник. И если захотите сделать приятное своей женщине, не ломайте долго голову. Мы же не инопланетяне. Мы гораздо больше похожи на вас, чем вам (и даже нам самим) кажется. 

Мар 3, 2009Анна Очкина
3-3-2009 Авторские колонкиобщество, социология4
Фото аватара
Анна Очкина

Кандидат философских наук, зав. кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета. Заместитель директора ИГСО, член редакционного совета журнала "Левая политика", социолог.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Паломничество второй древнейшейТретий путь, или Утопии XXI века
  См. также  
 
Российский обыватель и вопрос о власти
 
Свободу Борису Кагарлицкому. The Nation присоединяется к международной борьбе за его освобождение
 
Как я жил в Латинской Америке
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру